16+
Лайт-версия сайта

О свободе и счастье.

Литература / Проза / О свободе и счастье.
Просмотр работы:
02 августа ’2019   00:07
Просмотров: 11334

О счастье и свободе



Эпиграф: «Отсутствие свободы – это когда тебя заставляют делать и говорить то, что ты не хочешь делать и говорить».

Понятие свободы, включает в себя множество значений, начиная с свободы физической и заканчивая свободой духа. Об этом уже написано много и говорено тоже. Однако, свобода, это понятие абстрактное и каждый понимает его по своему. Для примера, известное определение – «Свобода, - это осознанная необходимость», повергает нас в пучину ещё большей абстракции, потому что придётся давать определение ещё и понятию необходимости.
И тут мне в голову пришло решение, которым пользуются уже несколько тысяч лет, в попытках определить, что такое Бог в иудаизме и христианстве, или что такое Абсолют, в индуизме и буддизме. В христианстве, например, существует апофатическое богословие, которое определяет Владыку и Создателя вселенной, через отрицательные эпитеты, в силу того, что аналога Бога ни в физическом, ни в духовном смысле не существует, так как природа его не определима, невидима и не чувствуема...
На мой взгляд, значительно нагляднее можно представить себе и Свободу, описывая её в отрицательных понятиях, то есть так, чтобы сразу было понятно о чём речь. Ведь очень трудно спутать свободу и несвободу, которая так наглядно и осязаемо присутствует в нашей жизни.
Замечательно, определяет Свободу Иисус Христос, чьи слова записал Иоанн Богослов, в своём Евангелии. Иисус говорил свои ученикам и последователям: «Познаете Истину, и она сделает вам свободными» и чуть далее говорит: «Я есть Истина и Путь» Иначе говоря, Иисус Христос, призывает познать и следовать Его Новому Завету. Тогда, не надо будет искать или мучительно выбирать между добром и злом решая, что есть добро и чем оно отличается от зла. Ведь зло, часто рядится в одежды добра и без Учителя и Учения трудно отделить одно от другого. А Новый Завет Иисуса Христа даёт нам высокую цель и глубокий смысл нашей короткой жизни, открывая всю красоту взаимной любви и самопожертвования на благо людей. И ведь подлинный христианин после смерти, может попасть в Царствие небесное, где страждущий успокоится, а алчущий насытится. Царствие небесное – это символ, иначе говоря, добрая память о человеке, которая живёт намного дольше чем сам человек. Психологически понятно, почему мы добрых и любящих помним долго, а злых ненавистников стараемся поскорее забыть
Но, что значит следовать Новому Завету – спрашивали своего Учителя апостолы и ученики? И он отвечал им: «Отвергнитесь мира сего и «несите свой крест», то есть мучаясь, сопереживая и страдая следуйте моим увещеваниям и наставлениям. И далее поясняет: «Ибо Царствие Моё, не от мира сего...».
Надо сказать, что почти все нравственные и моральные принципы в Ветхом Завете, носят апофатический характер. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не смотри алчным и похотливым взором вокруг себя».
И ещё много, много «не», определяют не только то, что есть праведная жизнь , но и что есть свобода. Свобода человеческая, называемая Иисусом свободой Духа, невидима, не определяема, но мысленно ощутима и понятна. Иисус Христос говорит, странные для любого Учителя слова: «Свободный дух дышит (живёт) где хочет!» Вот и пойди угадай, где он находится в данную минуту. Нам кажется, что мы свободны и вдруг обнаруживается, что свобода уже давно покинула нас и мы пребываем в рабстве своих привычных, обыденных представлений и норм.
И тут вспоминается Его ответ на этот трудный вопрос. Сам Назарянин нам его подсказывает, говоря – «Наша свобода в Боге» Что это может значить?!
Мне думается, что только тогда, когда мы любим Бога, то есть Добро и ближних, как самих себя, - мы свободны, потому что главным авторитетом, целью и смыслом нашей жизни становится Любовь – то есть Бог. Иначе говоря, Иисус Христос нам растолковывает, «что Бог – это любовь», что человек радуется, когда любит всех людей вокруг себя и потому, мы, любя других как самих себя, становимся свободными, даже если сидим в тюрьме, служим в армии, или работаем с утра до вечера на тяжёлой и грязной работе. Здесь получается, что наше физическое тело несвободно, но дух наш – свободен даже если нас содержат за бетонными стенами, за семью замками!
Вспоминается рассказ Владыки Антония Сурожского, о своей юности и проявления молодой и сильной веры в Иисуса Христа, которую он ощутил после прочтения Евангелия от Марка. Будущий Владыка, вдруг почувствовал присутствие Иисуса Христа рядом с собой. Он рассказывает, что назавтра, когда жизнь «продолжилась» после этого события, идя по улице, ему хотелось сказать всем прохожим, что он любит их и готов претерпеть любые физические муки за них! Этот рассказ Евангелиста, о жизни и учении Христа, настолько поразил его душу, что остался в сердце неистребимым сокровищем, на все времена!
... Особо, хочется отметить в Евангелиях, Нагорную Проповедь, которая даёт нам набор правил, выраженных простыми словами и положительными образами: следуя им, мы станем не только свободными, но и счастливыми. Если представлять общий замысел Нагорной Проповеди, то мы вдруг осознаём, что в ней выражены общие для большинства религий установки и советы. Невольно, начинаешь понимать, что христианство и буддизм, очень близки в понимании свободы, а значит и человеческого предназначения. Христово «отвергнись», очень напоминает предложение Будды избавиться от Майи, как от не подлинной жизни!
Конечно, следуя рекомендациям высказанным в Нагорной Проповеди, нельзя забывать, что человек «грешен», несовершенен по природе и что обожение человека, его самоусовершенствование и самоусложнение, - это не столько результат, сколько «путь», к этому. В силу происхождения, человек несёт в себе как божественные, так и животные начала и потому, вся жизнь человека верующего превращается в борьбу с инстинктами, имеющими общее название – грех или грехи.
Нечто подобное происходит и в стремлении к свободе. Человек, опять же в силу своего происхождения и воспитания, никогда не бывает свободен совершенно, и только движется от несвободе к свободе. Путь к свободе – это долгий путь к обожению человека и человечества.
В определённом смысле, быть совершенно свободным – значит стать Богом, то есть человеком вне земных обязанностей и существования. Этого, конечно невозможно достичь, даже живя на далёком острове, в одинокой келье.
Может быть поэтому, Иисус Христос и говорил своим ученикам: «Царствие Моё, не от мира сего!»
Но именно поэтому, христиане понимают смерть как некое избавление от земной суеты и фальши, и именно поэтому они возлагают свои надежды на осуществление мечты о «небесной жизни», которая последует вслед за кончиной.
И все-таки, в нашей жизни бывают минуты, когда мы можем сказать себе – «Наконец то я свободен, пусть хоть на несколько мгновений!» И в этот момент, мы бываем счастливы, ярко и незабываемо и по этим «райским» моментам, мы можем судить о величии и красоте свободы, как переживания глубокого всеобъемлющего чувства счастья!
В моей жизни, тоже были такие мгновения. Вспоминаю, как однажды, я шел глухим, заросшим лесом, жарким летним днём, и изнывая от жары и укусов комаров, вытирая то и дело солёные капли пота с лица, думал, что это какая – то каторга...
Чуть позже, я вышел к сухим болотам, и выйдя на середину одного из них остановился. Над головой с синего чистого неба, светило ярко-золотое солнце и теплый ветерок, напоённый таёжно – луговыми ароматами, овевал моё лицо. Под ногами, был толстый, зелёный ковёр упругого мха, а вокруг росла морошка, ярко-желтая, спелая и очень вкусная. И так велик был контраст с тем, что я испытывал ещё полчаса назад, так красиво и дивно было вокруг, что я упал на спину, на этот природой созданный ковёр и со счастливой улыбкой, глядя в синее небо проговорил вслух: «Господи! Благодарю тебя за эти мгновения счастья и благоговейно преклоняюсь перед твоей творческой силой и величием!!!»
Бывали и другие моменты в жизни, когда я готов был повторять эти слова. Это бывало и тёмной ночью, тоже в тайге и в одиночестве, когда всё живое вокруг спит и только серебряная луна освещала замеревшую вокруг природу. На тёмном небе от края до края небесной сферы рассыпаны мириады серебряных звёзд и созвездий, бесконечной и разнообразной Вселенной, в которую включён и я, такой маленький на фоне этого безмерного величия, но ощущающий полную сопричастность этому миру...
И вдруг, в душе поднималась волна несказанной радости и благодарения создателю этой земной жизни и меня самого. И невольно, на ум приходили простые слова Иисусовой Молитвы: «Господи, Иисус Христос, Сын Божий, спаси и помилуй меня!» Но одновременно, появляется желание сказать слова благодарности Создателю за эти мгновения внутреннего покоя и удовлетворения.
Хотелось сказать высокие слова благодарности тому, кто дал возможность каждому человеку, не только появиться на свет, но и пережить эпопею становления личности со всеми её горестями и радости.
Часто, горестей и переживаний бывает намного больше, чем радостей, и потому, оправданы слова Господа, о страданиях, как неизбежной особенности христианина...
Но Иисус Христос, так же говорит, что пройденные человеком испытания, приводят его к радости, к осознанию жизни как длящихся непрерывных испытаний – искушений, в преодолении которых и видится жизненная задача христианина...
Эта постоянная борьба в душе человека между животными инстинктами и проявлениями божественной искры, заложенной в нас существом высшим и безгрешным, при малейших успехах приносит несказанное удовлетворение.
Этим наверное объясняется состояния аскетов и отшельников, называемое видением «фаворского света». И как мне кажется, именно это состояние внутренней, развивающейся свободы, даёт ощущение радости и даже счастья.
В чём же оно проявляется? Думается, что со временем, преодолевая давление множества инстинктивных желаний характеризующих простую животную жизнь, мы приходим в состояние «не хотения», и довольства тем, что имеем. Мы перестаём повиноваться давлению несвободы – инстинкта, и в каком-то смысле становимся «как боги», начинаем, пусть фрагментарно, определять принципы и идеалы жизни, которые рано или поздно помогут нам осознать значение обретённой свободы, при выборе целей и предназначения нашей жизни.
Я уверен, что аскетизм и удаление от соблазнов «обыденной» жизни, - это проявления той искры божественности, которая заложена в нас, во времена одухотворения «физического» человека божественным духом. Поэтому то, человек не «земная пыль», в которую и возвратится после смерти. Есть нечто в этом создании, что произошло от «вечного» Бога, и потому, умирая, мы оставляем после себя не только материальные «артефакты», но и духовные деяния, остаютщиеся в человечестве как часть проявлений феномена «человеческой свободы»...

Зима 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.



Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Не смогли днём? Заходите ночью!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft