Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
04 ноября ’2013
11:21
Просмотров:
22024
74. В. Агошков. Тросна. Соборовка. См. 71
Василий Иванович Агошков
См. ранее 71.
Соборовка.
Современная Соборовка (см. также здесь)
Въезжаем в Соборовку. Дома вытянуты вдоль правой стороны улицы:
По другую сторону тянутся кустарники и деревца. Если не знать, что где-то за ними находится Свапа, то она и не угадывается. Визуально – довольно ровная местность с пологими уклонами. Колодцев и колонок в деревне не видно.
Пересекая ложбину, повстречали местного жителя лет так шестидесяти. «Спросите у первой хате», - посоветовал он с произношением так сильно похожим на произношение дедушки Коли!
Мы так и сделали. Местная жительница включила электромоторчик, и мы набрали воды. Вода вкусная, чистая. В ней плавают мелкие частицы водных трав, но это не страшно.
Почему-то все интересуются, не заблудились ли мы? И не показать ли нам дорогу? Спасибо, но мы не заблудились.
Соборовка.
Остановились на высоком берегу пруда:
Купаться не стали, хотя желание такое было.
Стариная Соборовка.
Расположенная на правом берегу Свапы Соборовка основана была примерно там, где древняя Пахнутцева дорога пересекает Свапу.
Среди местных жителей сохранилось предание (его как-то раз рассказал мой папа), что Соборовка была основана выходцами с казачьего Дона. Казаки решали свои вопросы сообща – общим собранием, т.е. собором. Отсюда и пошло название Соборовка.
Не от здания-собора, нет. Потому как собора в деревне не было, и ближайший приход находился в селе Гнилец. Согласно метрическим книгам XX в., в Гнильце стоял храм Михаила Архангела. На титульном листе метрической книги 1877 г. почему-то обозначена Преображенская церковь. В метрической книге 1878 г. название храма не обозначено, но в записях упоминается «священник Архангельской церкви в Гнильце».
Можно гадать, по каким причинам переселись на исток Свапы выходцы с казачьего Дона и как так получилось, что их потомки стали крепостными? Во всяком случае, в метрической книге 1877 года жители Соборовки часто упоминаются как временно-обязанные крестьяне. А стало быть, до 1961 г. они были крепостными.
Ну, а вот высказываемая кромским краеведом В.И. Агошковым версия о том, что столетие тому назад село будто бы называлось Сабуровкой, не соответствует действительности. Скорее всего, имел место грамматический ляп в историческом документе (я видел таковой ляп на сайте memo.ru в виде «Подсобуровки», но то – по документам XX в.). Согласно же материалам Орловского областного архива, не только в начале XX века, но и в 1870-х гг. деревня называлась Соборовкой.
Соборовка и есть её исконное название.
//Я руководствовался старой картой, на которой и было написано:Сабуровка!-В.А.//
Солдатёнковы.
В XIX веке в Соборовке жили мои предки Солдатёнковы. Фамилия эта была немногочисленной. Во всяком случае, в метрических книгах прихода встречается нечасто. И жили Солдатёнковы в пределах прихода только в Соборовке. А к приходу относилось также село Гнилец и часть жителей Красавки.
Первого из числа моих предков по этой линии, кто мне известен, видимо, звали Яков. Жил он в первой половине XIX века. Была у него фамилия или ещё нет – этого пока не знаю. Во всяком случае, именно в то время в России устанавливались фамилии среди крепостных крестьян. Так что, скорее всего, или Яков или же его отец – кто-то из них – и положил начало фамилии Солдатёнковых. Нетрудно догадаться, что в основу фамилии положено прозвище Солдатёнок – т.е. «солдатский сын».
Судя по метрическим книгам, у Якова было несколько детей – Димитрий, Гавриил, Иван и/или Илия, может и ещё кто-нибудь, кто не попал в уцелевшие метрики.
Моим предком следующего поколения был Гавриил Солдатёнков – это уже точно. Родился, очевидно, ещё до отмены крепостного права – ориентировочно не позже 1855 г. Из всей его биографии известен всего один момент. 12 февраля 1878 г. он был восприемником на крестинах у Пичугиных. Собственно, благодаря этой сохранившейся в архиве записи и стало известно, что он был Яковлевич, а также то, что Солдатёнковы были хорошо знакомы с Пичугиными (см. Соборовка и Самодуровка 1930-е). Солдатёнковы, стало быть, как и большинство односельчан, придерживались православной веры.
После 1861 г. вместо крепостных крестьян появились другие категории населения, и в метриках они упоминаются. Это – крестьяне собственники и временнообязанные крестьяне. Последние ещё годами должны были отрабатывать на помещика. И в Соборовке, и в Гнильце, и в Красавке в 1877 г. эта категория крестьян была обозначена как «временнообязанные крестьяне Г.Рибопьер».
Кроме того, существовала ещё категория билетных солдат. Это были крестьяне, отслужившие установленный срок службы и уволенные в запас с билетом-предписанием того, где ему быть до отставки. Соответственно всем этим категориям упоминаются крестьянские жёны, крестьянские девицы и солдатские жёны.
В 1877 г. Солдатёнковы всё ещё были временнообязанными крестьянами.
Мой прапрадед Роман Гавриилович Солдатёнков родился ориентировочно не позже 1876 гг. Женат был на Фёкле Фёдоровне. Детей у них было как минимум трое. Анна родилась не позже 1897, мой прадед Иван – не позже 1908. В декабре 1909 г. родился Стефан. Крестили его (как то чаще всего и случалось) уже на следующий день. Умер младенец в июне 1910 года «от поноса».
В метрических книгах за неимением диагноза точная причина смерти обозначалась не часто. Например, в 1909 г. распространёнными были формулировки «от поноса», «от горячки», «от слабости», «от головной боли», «от удушья», «от старости» и т.п. Из этих формулировок причина однозначно установлена быть не может. В январе 1909 г. в приходе был случай смерти от тифа, потом несколько случаев – от туберкулёза, в зимние месяцы того же года было 3 случая смерти от воспаления лёгких. В июле – октябре 1909 г. в деревнях прихода случилась эпидемия коклюша. От неё погибло 22 ребёнка, большинство из них в возрасте до 3-х лет (по другим годам причины не просматривал).
В 1909-1912 гг. Солдатёнковых, по-прежнему, было немного, и жили они всё также в Соборовке. В это самое время среди прихожан было очень много Пичугиных, Мельниковых, Буевых, Почечуевых. Много было Борисовых, Живовых, Пыховых, Лёвиных, Чернигиных, Малофеевых, Щёлуховых, Рубаковых, Шопкиных, Безноговых. Несколько меньше – Ермаковых, Никулиных, Воробьёвых, Галкиных, и др. – всех не фиксировал. Среди не часто встречающихся фамилий есть забавные: Пирожковы (Пирашковы), Двойниковы, Дитяткины.
Весьма примечательно, что в Соборовке, и в Гнильце жили и Пичугины, и Галкины. Примечательно и то, что восприемником на крестинах у Пичугиных в ноябре 1910 г. был Павел Андреев/ич/ Овсянников, а матерью ребёнка – Ксения Андреевна (см. Соборовка и Самодуровка 1930-е).
В конце января – начале февраля 1909 г. Роман Гаврилович Солдатёнков тоже был восприемником на крестинах.
В февраля 1911 его жена Фёкла Фёдоровна была в числе восприемников на крестинах.
А в феврале 1916 г. их дочь – девица Анна Романов/н/а Солдатёнкова – была восприемницей на крестинах ребёнка односельчан Никулиных.
Вот так и жили крестьяне деревни Соборовка – возделывали землю, несли бремя солдатской службы, справляли крестины, венчания и церковные праздники, переживали горести.
Но тут случилась революция, потом – Гражданская война. Принимали или нет какое-либо участие в революционных событиях жители Соборовки и если принимали, то на чьей стороне – этого я не ведаю.
Прадед мой – Иван Романович Солдатёнков – тем временем подрос. О нём известно немногое. У него был мягкий безобидный характер. Детей у него было пятеро: 2 сына и 3 дочери (в том числе моя бабушка Таня). В армию был призван Троснянским РВК. На фронте Иван Романович был простым красноармейцем. Погиб 5 июня 1943 г. Где – неизвестно.
Когда он женился – тоже не известно. Может быть, это произошло ещё до революции. А может быть, уже при советской власти. Во всяком случае, не позже начала 1927 г.
Жена Ивана Романовича – Вера Акимовна – должно быть, была уроженкой соседнего села Гнилец. (курсивом в теме «Соборовка» – сведения из семейных источников). Её девичья фамилия была Борисова.
Борисовы.
О её предках Борисовых у меня пока нет однозначной информации. Судя по уцелевшим метрическим книгам, уже в 1870-х гг. среди прихожан храма было немало Борисовых. А к 1909 г. их число значительно возросло. В 1910 г. 4% всех крещёных в приходе младенцев были Борисовыми. Думаю, всего их тут проживало где-нибудь так полторы - две сотни человек. Впрочем, наверняка утверждать не могу. А вот то, что Борисовы жили в двух деревнях прихода – в Соборовке и в Гнильце – это из метрических книг явственно прослеживается.
К сожалению, я не обратил внимание, все ли Борисовы в 1870-х были крестьянами-собственниками. Те, которых я выписывал – все. Поэтому непонятно, из крепостных или из государственных крестьян Борисовы происходят. Столь большое число Борисовых тоже даёт повод для таких размышлений.
Ничего определённого нельзя сказать о предках по линии Борисовых старше деда Веры Акимовны – Фёдора. Метрические книги в архиве сохранились в небольшом количестве, сведения в них отрывочны. Который конкретно из Фёдоров был отцом Акима Фёдоровича – непонятно.
Аким Фёдорович Борисов – был русским. Но жил некоторое время в Польше. Точнее сказать – в той части Польши, что входила в начале XX в. в Российскую империю. Т.е – в Привислинском крае. И женился он там на польке по имени Граня. В польском языке есть женское имя Гранислава. Венчались они по католическому обычаю в костёле. И сын их Александр был крещён в костёле по католическому обычаю. А потом семья уехала из Польши.
В этой связи есть любопытная запись в метрической книге за 1911 г. В числе восприемников маленького Георгия Никифоровича Борисова на православных крестинах значится «того же села /Гнильца/ солдатская жена Францыска Павловна Борисова римско-католического вероисповедания». То ли Аким Фёдорович был не единственным Борисовым, кто вернулся из Привислянских губерний с женой-католичкой. То ли полным именем его жены было Францыска, а Граня – только прозвищем, возникшим в результате какого-нибудь случайного межьязыкового казуса (была, например, неподалёку от села Гнилец деревня Гранкино). Теперь об этом остаётся только догадываться.
Венчались Аким Фёдорович и Граня по католическому обычаю в костёле. И сын их Александр был крещён в костёле по католическому обычаю. А потом семья уехала из Польши.
И дочь их – Вера Акимовна – родилась уже в России и крещение получила в православной традиции…
Упомяну ещё, что сестра Веры Акимовны, выйдя замуж, уехала в город /ныне называется/ Светловодск Кировоградской области; муж её рано ослеп, но не смотря на это они жили счастливо все 40 лет с момента свадьбы…
Надо же, как бывает!
Или вот, например, живёшь себе 20 лет в полной уверенности, что как есть русский, и ничего другого в тебе нет. Потому как родители – русские, бабушки и дедушки – русские. Ну, нет, не подумайте, меня это никак не возносило и не удручало – просто воспринимал это как некий очевидный факт. И тут вдруг узнаёшь, что одна из твоих прабабушек была эрзя. А потом узнаёшь, что другая твоя прабабушка была полька. ...
Так что национализм, на мой взгляд, во многом базируется на незнании его последователями истории своих предков.
Соборовка в середине XX в.
Итак, Соборовка. Расположена на правом берегу Свапы вблизи её истока. Этот берег ныне относится к Троснянскому району Орловской области. Противоположный берег – к Понырёвскому району Курской области.
Тот противоположный берег Свапы был заселён несколько позже – там возникла деревня Подсоборовка, на востоке переходящая в деревню Курган.
О том, что происходило в Соборовке в 1930-е гг. – см. Соборовка и Самодуровка 1930-е…
А в 1941 г. началась война. Иван Романович Солдатёнков ушёл на фронт и погиб 5 июня 1943 г.
Немцы занимали Соборовку дважды. В первый раз с осени 1941 года и по февраль 1943.
Второй раз Соборовка оказалась на самом острие удара немецкой группировки, рвавшейся с севера в сторону Курска.
Утром 6 июля 1943 г. по южному (левому) берегу Свапы занимали позиции бойцы 10-го гвардейского стрелкового полка (согласно сайту Ольховатской средней школы). Утром же у деревни Соборовка немцам удалось прорвать советскую оборону и развить наступление на левый берег. Решающие сражения произошли несколькими километрами южнее. Они были очень ожесточёнными, кровопролитными, сопровождались большой концентрацией танков. В конечном итоге, фашисты были остановлены в окрестностях Ольховатки и на Молотычёвских высотах. А во второй половине июля Соборовка была освобождена от фашистов повторно.
После войны дочь погибшего на фронте Ивана Романовича Солдатёнкова – Татьяна – вышла замуж за Николая Фёдоровича Овсянникова. Поселились они в Подсоборовке.
Николай Фёдорович и Татьяна Ивановна вырастили семерых детей (и ещё двое младенцев не выжили). Занимались своим подворьем, разводили пчёл, работали в колхозе.
Дети школьного возраста из Подсоборовки ходили учиться в Игишево (бывш. Самодуровку). В любую погоду, зимой – пешком 4 километра полями и ещё два по Игишево. Школа располагалась в здании церкви.
В те годы Николай Фёдорович обзавёлся мотоциклом с люлькой.
Ещё, помнится, рассказывал Николай Фёдорович, что в хрущёвские времена были у него в саду яблони. А яблони облагались налогом. Все они были посчитаны; ходили по деревням некие учётчики. И многие жители, чтобы не платить налоги, от яблонь избавлялись. В общем, ни к чему хорошему налог на яблони не привёл. Точно, не знаю, но, думаю, что речь насчёт яблонь шла о том времени, когда они жили в Подсоборовке.
Переезжаем по дамбе из Троснянского района Орловской области в Понырёвский район Курской области. Соборовка – это ещё Орловская область, а левый берег Свапы – уже Курская.
продолжение следует...
страницы ссылок по темам dor-zhur: 1 ДФА, 2 ДЖ, 3 Продолжение
Tags: Борисовы и Солдатёнковы, Соборовка, велотуризм
--------------------------------------------------------------------------------
( 1 comment — Leave a comment )
tuman
ТУМАН
2013-02-16 03:33 pm (UTC)
Я СОСТАВЛЯЮ РОДОСЛОВНУЮ ШОПКИНЫХ ИЗ ДЕРЕВНИ СОБОРОВКА ТА ЧТО СТОЯЛА НАПРОТИВ ПОДСОБОРОВКИ... И ВОТ ЧТО ИНТЕРЕСНО КОГДА Я ОБРАТИЛСЯ В ГОСАРХИВ ОРЛА НА УЛ.ЛЕСКОВА ДОМ 24.. Я ИСКАЛ ШОПКИНА ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА МОЕГО ТЕСТЯ РОДИЛСЯ В СОБОРОВКЕ В 1915 ГОДУ.. МНЕ ПРИСЛАЛИ ВЫПИСКУ ИЗ МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ СЕЛВ ГНИЛЕЦ... 1911 ГОДА ТАМ ВОСПРИЕМНИКОМ РОЖДЁННОГО СТЕФАНА МИХЕЕВИЧА ШОПКИНА БЫЛ ЯКОВ ДМИТРИЕВИЧ СОЛДАТЁНКОВ И ШОПКИНА ЕВГЕНИЯ МИХЕЕВНА ЗАЙДИТЕ КО МНЕ В ОДНОКЛАССНИКИ КУЗНЕЦОВ КОНСТАНТИН СООБЩЕСТВО НАША СОБОРОВКА МОЖЕТ ЭТО ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО СПАСИБО ВАМ ЗА СТРАНИЦУ ПРО СОБОРОВКУ
(Reply) (Thread)
--------------------------------------------------------------------------------
( 1 comment — Leave a comment )
Из Интернета
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213101600178
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи