Пред.
 |
Просмотр работы: |
След.
 |
29 июня ’2011
16:39
Просмотров:
26472
Сергей СВИРИДОВ:
Нефтяной трубы у нас нет,
поэтому каждый рассчитывает на себя
На традиционном конно-спортивном празднике в Антоньевке Петропавловского района я обратил внимание на мужчину с двумя парнями, которые готовили коня к скачкам. Подумалось, не отец ли с сыновьями? И мы познакомились; это были Сергей Владимирович СВИРИДОВ и его сыновья – Дмитрий и Игорь из Берёзовки соседнего Солонешенского района. Они охотно ответили на мои вопросы.
Отец
- СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, я видел вас здесь и в прежние годы. Что для вас увлечение лошадьми?
- Хобби! Вместо водки! (Улыбается). Водка, праздник и всё остальное, что испытывает увлечённый своим делом человек.
- У других увлечение куда более спокойное. Шахматы, например. Мама наша любила, когда мы, будучи ребятнёй, собирались в доме и, играя в шахматы, вели себя очень тихо. Лишь иногда возникал спор на короткое время. Зато поднимался невообразимый шум во дворе, когда шахматы нам надоедали…
- Каждому - своё. У нас – кони. Отец мой ими занимался. В своё время в Антоньевке пообщался с Анатолием Бахтауловым, и как-то отца само собой началось… И мы за ним потянулись.
- Как вы поняли, что вам это надо?
- На такой вопрос трудно ответить, чтоб понятно было. Вот так как-то вышло – сел и поехал. Нет, не могу объяснить. Случилось это лет в 30, наверное, а сейчас мне сорок уже. Значит, десять лет так и езжу.
- За это время что-нибудь изменилось в вашем отношении к коням, Сергей Владимирович?
- Каждый день всё меняется. Кони не дают скучать, постоянно у них учишься и учишься. У нас четыре скаковые лошади. А каждый конь – это как другой человек.
- И с чего начинается изучение этого другого человека? Должны же быть свои наработки: как приучить, обучить коня…
- У каждого конника свои методы, и мало кто о них скажет - потихоньку держат в секрете. Если только в общих чертах… Предвижу вопрос, мол, в чём суть секретности, не примета ли виной тому. Я не знаю, как это объяснить. Конники, как спортсмены, каждый ведь готовится по-своему. Мы – как тренеры по спорту работаем. Своего рода биатлонная команда.
- Тогда хоть скажите, приглядываетесь ли вы к соперникам, к тому, как и что они делают.
- Конечно! По-другому не выиграешь. Друг у друга все таким образом учимся. Иначе не будет победы.
- Кстати, о победах, коль вы о них упомянули. Вы же не каждый раз выигрываете. Как проигрыши переживаете?
- Ну, как? Так же, как любой спортсмен. Сегодня выиграл, а завтра не получилось. А без поражений нет побед. При этом нельзя обвинять лошадь. Причём тут она - она лишь выдала то, чему ты её научил.
- Давайте вернёмся к вашему отцу, Владимиру Павловичу. Он-то вам всё равно что-то рассказывал, или это даже по наследству не передаётся?
- Почему? Но дело в том, что со временем всё меняется. Вчерашние методы, сейчас кажутся не такими передовыми. Тренировки меняются. Да вплоть до сбруи, качалки изменения заметны.
За последние три-четыре года очень вырос класс лошадей. Начались призовые бега. Я не знаю, может быть, с этим связано: появились большие призы, и сразу улучшился класс лошадей, скорость выросла. Резвость поднялась колоссально!
- Порода другая?
- Нет, в основном, здесь по-прежнему орловская порода, американские и русские рысаки. Но всё же орловцы, я считаю, более крепкие для наших условий. А резвость откуда появилась… Тренировки и ещё раз тренировки. Соперничество, конкуренция, азарт движут соревнованиями.
Площадки появились, как, например, в Тырышкино. Это уровень серьёзный уже. Приезжают сюда барнаульцы – это о чём-то же говорит! Из Красноярска приезжают смотреть соревнования.
- Бывает, настроя нет у вас, а лошадь надо тренировать. Как быть?
- Каждый решает сам. Но лошадь не должна пропускать тренировки; результат будет отброшен. Надо заново начинать.
- Сергей Владимирович, а чем вы занимаетесь, помимо лошадей?
- Лет десять работал в школе, сейчас веду крестьянское хозяйство. Развожу коров, заготавливаю сено.
- Тогда скажите, насколько сегодня выгодно заниматься животноводством.
- Как тут ответить? Хоть чем выгодно заниматься. И сеять, вроде, выгодно. Но нужны объёмы, большие площади. Есть предел, ниже которого нерентабельно держать скот. У нас коней полтора десятка, коров 20-30.
- С молоком понятно. А кони зачем?
- У нас же не только рысаки, не только беговые кони. Есть тяжеловозы, выращиваем их на мясо. Мы крестьянское хозяйство втроём с друзьями ведём. Сыновья подрастают, надеюсь, помощниками станут.
- Насколько для вас хорошо, что они тоже увлечены конями?
- Хорошо как? Я буду рад, если они после школы отучатся в институтах и вернутся в родную деревню. Но каждый, конечно, будет выбирать дорогу по себе. Нельзя сегодня настаивать только на их занятиях лошадьми. Да и раньше этого нельзя было делать. Иначе потом скажут, мол, папа, ты не дал нам быть самостоятельными, и мы не ту судьбу выбрали.
- Перспективна ли, по-вашему, Берёзовка?
- Я не знаю. Для меня перспективны красота, тишина, покой. Из города я убегаю через неделю, потому что мне там тяжело и трудно. А другим деревня может показаться глухой и тёмной. Это очень индивидуально.
- У вас остаётся в душе уголок для любования природой? Ах, рассвет, ах, закат! То есть времени на это хватает?
- Так ведь это каждый день: Утром встанешь – туман вот, а вот рассвет! (Улыбается).
- Продолжите о перспективах, пожалуйста
- Школу у нас строят по губернаторской программе «75 на 75». Кстати, Александр Богданович Карлин должен к нам приехать, сейчас там всё красят, белят.
- Наверное, к вам обращались с просьбой дать денег… Если так, насколько это для вас обременительно?
- Сейчас, вроде, проще… Нефтяной трубы всем, похоже хватает. Было модно лет 5-6 назад просить деньги у предпринимателей.
- В сегодняшней жизни что вас не устраивает? Что хотелось бы изменить?
- Ценообразование. Тот же бензин, например. Или мясо. Сравните цены, и поймёте про ножницы… Они, эти ножницы, не совсем верные, потому что при дорогом бензине, как сегодня, и мясо должно стоить дороже. Молоко принимают по 8 рублей за литр, а солярку мы покупаем по 25 рублей за литр. Хотя бы поровну должно быть. Да? Тогда бы можно планировать развитие ЛПХ. Трактора, запчасти – цены на них кусаются. А в остальном…
В Берёзовке человек 800, наверное. Предпринимательством, фермерством, своим делом занимаются многие люди. Бывший совхоз разделили, многие от него отошли, земельные паи разобрали. Смотришь, в одном уголке земля, в другом. Кто-то сам её обрабатывает, другие сдают в аренду. Много частной техники, даже больше, чем было в совхозе.
Так что если спросите меня про завтрашний день деревни, отвечу так: хоть завтрашний, хоть сегодняшний… Деревня есть деревня – нефтяной трубы нет, алмазов нет, золота нет. Есть земля – сено коси, коров расти, молоко дои. Нефтяную скважину никто не установит. А выводы сами делайте.
Старший сын – Дмитрий
- ОХОТНО ЛИ ехал в Антоньевку, Дима? За несколько километров везли коней, чтобы несколько минут промчаться по беговой дорожке…
- Для меня это удовольствие! Нынче я закончил десять классов, а конями занимаюсь с 12 лет - в этом возрасте сейчас мой брат. Люблю коней. Мне нравится не только ездить на них, но и ухаживать за ними. Дед и отец – конники. Я тоже, похоже, в них уродился…
Мы участвовали во всероссийских соревнованиях, ездили в Новосибирск, Абакан, Омск.
- Охота тебе мотаться…
- Конечно! Это же не только соревнования, но и призы. Интересно очень!
- А ещё поражения…
- Не бывает побед без поражений. Победа зависит от того, как тренируешь коня, ухаживаешь за ним. Если вчера победил, а сегодня проиграл, значит, ищи ошибки в себе, значит, где-то важное пропустил.
- Дорогое удовольствие, наверное, держать во дворе скаковых коней.
- Недешёвое! Но мы разводим скот. Призы выигрываем – получали по 50 и 30 тысяч рублей. Хотя бывают и крупнее – до 100 тысяч.
- Сколько времени надо тренировать коней, чтобы вы понимали друг друга, Дима?
- Ежедневно по два часа тренировок – и вы сойдётесь во мнениях.
Младший сын – Игорь
- РАССКАЖИ, пожалуйста, как ты здесь оказался? Посмотреть приехал или будешь участвовать в соревнованиях?
- Мне 12 лет, в соревнованиях буду участвовать первый раз – захотелось. Когда-то надо начинать (Улыбается). Дома я уже ездил на конях, сегодня не боюсь. Если хорошо ездить, то не страшно совсем. Нас трое в деревне школьников, которые увлекаются конным спортом – мы с братом и мой друг.
- Тебя допускают управляться с конями?
- Да, обязательно. Изучаю привычки Бирмы, на которой буду выступать. Главное, чтоб она хорошо пошла.
Иван СКОРЛУПИН, Петропавловское – Солонешное.
Фото автора.
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи