Несмотря на то, что появление консервов произвело фурор в большинстве европейских стран уже с первых лет, до территории Российской империи это новшество добиралось куда медленнее. Так, первые предприятия по изготовлению консервов открыли лишь к 1870 году в Северной столице. Ассортимент продукции на тот момент также был не слишком разнообразным: в герметичные жестяные банки закатывали похлебку или мясо с добавлением гороха, отваренные каши, овощное рагу и приготовленную говядину.
Стоит также отметить, что вплоть до начала 1910-х гг. концепция консервы никак не могла получить должной популярности как в армии, так и в народе. А потом наступила Первая мировая война, которая и доказала, насколько полезной является эта технология. Впрочем, и здесь были свои сложности - еду из консервных банок надо было разогреть, причём, согласно инструкции, в самой упаковке.
Но источником огня в тех условиях было только открытое пламя, бывшее фактически маяком для наведения вражеских атак в контексте окопной войны. Неожиданным решением проблема оказалось изобретение отечественного энтузиаста Евгения Федорова, сделанное им ещё в конце 1890-х гг. Несмотря на то, что по специальности он был военным инженером, это не помешало ему придумать возможность разогревать тушёнку прямо в банке без дополнительного огня.
Суть концепции, которую разработал Евгений Степанович, состояла в том, что в консервах делалось двойное дно, а получившийся зазор заполняли негашёной известью и водой, изолированными друг от друга. В итоге потребителю достаточно было покрутить дно банки, чтобы вещества смешались, дав химическую реакцию с выделением тепла - это и подогревало еду прямо в таре. Всё это делало саморазогревающуюся тушёнку Фёдорова идеальным пайком для солдат, особенно разведчиков, которым жизненно важно сохранять собственную скрытность.
Командование вроде бы благосклонно приняло идею консервов Фёдорова, и даже сделало заказ на поставки армию с 1915 года, и это могло стать началом чего-то большего. Однако первые партии были не большими, чтобы можно было оценить реакцию потребителей на необычный продукт. Проблема в том, что дальше дело не пошло: чем ближе было окончание Первой мировой, тем меньше консервов поставлялось, а вскоре её вообще перестали выпускать.
Трудно определить причины, почему столь многообещающая концепция не прижилась: возможно, пока ситуация на фронте ухудшалась, модернизированная тушёнка точно не было среди первостепенных запросов. Отчасти это могло быть связано и с политическими потрясениями в России, когда власть сменилась, и национализация большевиков могла просто уничтожить производство Фёдорова. Известно наверняка одно: технология была забыта, а сама идея оказалась за бортом на многие годы. И даже сейчас саморазогревающаяся тушёнка, хоть и встречается намного чаще, всё равно так и не получила повсеместного распространения.
Источник: https://novate.ru/blogs/100825/74229/