16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  128 865Зрителей: 71 163
Авторов: 57 702

On-line31 720Зрителей: 6359
Авторов: 25361

Загружено работ – 2 200 057
Социальная сеть для творческих людей
  

Отец «Русского Мира»… и герой самого эротического завоевания государства…

Литература / Статьи / Отец «Русского Мира»… и герой самого эротического завоевания государства…
Просмотр работы:
28 января ’2022   14:24
Просмотров: 7070
Добавлено в закладки: 1

Фурсин Олег.



Так уж суждено, что имена одних деятелей переживают поколения, и их слава, или наоборот, бесславие остаются в памяти навеки в памяти потомков. Имена же других, вписавших не менее ярую страницу в историю человечества, предаются забвению. И только скупые строчки в какой-нибудь энциклопедии сообщают об их делах. Бывает, и так, что человек снискал себе славу, его имя известно и замечательно, однако некоторые яркие и выразительные моменты биографии выпадают из памяти потомков.

Этого человека в своем «Дневнике писателя» прославлял Федор Достоевский, а православные славянские народы Балкан слагали гимны в его честь. Он героически защищал Севастополь в годы Крымской войны 1853-1856 годов, а спустя десятилетие преподнес Русскому Императору прежде неприступный Ташкент. Но в итоге боевой генерал и консервативный издатель, политический идеалист и вдохновенный романтик Михаил Семенович Черняев остался в тени своего тезки и современника — легендарного «Белого генерала» Скобелева. И потому, будучи небезызвестным среди людей, интересующихся военной историей, из широкой народной памяти Михаил Черняев практически исчез.

На ДЗЕНе эта статья с фотографиями


https://zen.yandex.ru/media/id/5e4a6b9ea4666c694f89fc23/otec-russkogo-mira-i-geroi-samogo-eroticheskogo-zavoevaniia-gosudarstva-61f2b83a388bb0378ae6d018



Если имя «белого генерала» Скобелева, любимца и героя русской публики конца XIX века, - через современную художественную литературу и киноиндустрию, - пробилась и заняло подобающее место в истории России, то имя не менее блистательного генерала Михаила Григорьевича Черняева, так и остается пока в небытии.

В маленькой статье невозможно отобразить весь жизненный путь великого русского человека… остановимся на некоторые её эпизодах…

Участвуя в боевых действиях при Каракале в период Крымской войны, молодой офицер был замечен лично Николаем І. Осенью 1854 года в составе 4-ого корпуса Черняев был направлен в Крым на помощь князю Меньшикову

Под Севастополем участвовал во всех делах гарнизона, начиная с битвы под Инкерманом.

24 октября 1854 года за воинский подвиг получил чин капитана, а затем был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени.

Черняев воевал под командованием генерала Степана Александровича Хрулева, действуя большей частью на знаменитом Малаховом кургане. Когда же Хрулёв был ранен, Черняев поступил в прямое подчинение легендарного адмирала Нахимова, бесстрашно исполняя самые опасные поручения его.

За отличие, храбрость и примерное мужество при героической защите Севастополя и за отбитие штурма 27 августа 1855 г. был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и произведён в подполковники.

При оставлении Севастополя Черняев, по поручению начальства переправив русские войска через Северную бухту, переехал её последним на лодке, когда все понтонные мосты были уже разрушенны.

***

Особую популярность Михаил приобрел в военных действиях в Средней Азии.

В 1864 года небольшой отряд генерал-майора Черняева захватил крепость Аулие-Ата, а в сентябре 1864 года взял штурмом Чимкент, считавшийся неприступным.

Войска проникли в крепость по водопроводу, через сводчатое отверстие в стене крепости, и гарнизон был до того поражён внезапным появлением неприятеля внутри городской ограды, что не оказал почти никакого отпора.

За взятие Чимкента Черняев был награждён Орденом Св. Георгия 3-й степени. Это награждение стало уникальным, так как Георгиевский статут 1833 г. запрещал награждать старшими степенями этого ордена, минуя младшую, 4-ю степень.

***

Первой операцией, где Михаил Григорьевич Черняев проявил свой полководческий талант, стал штурм Ташкента.

В апреле 1865 года Черняев, назначенный военным губернатором вновь образованной Туркестанской области, двинулся к Ташкенту, но не мог овладеть им сразу и должен был отступить, после чего ему предписано было воздержаться от дальнейших попыток впредь до особого распоряжения.

Но Михаил Григорьевич решился действовать на свой риск и в ночь с 14 на 15 июня 1865 г. взял штурмом Ташкент.

Взят был город с стотысячным населением, имевший до 30 тысяч защитников, захвачено 63 пушки, множество пороха и оружия. При этом численность русских войск не превышала двух тысяч человек, при 12 орудиях.

На ДЗЕНе эта статья с фотографиями



Взятие Ташкента войсками Михаила Черняева в июне 1865 года было практически бескровным: при штурме и в уличных боях русские потеряли 25 человек убитыми.

Сам Михаил Григорьевич вскоре получил генеральский чин, а еще до того был назначен военным губернатором Туркестанской области. Местное население прозвало его «Ташкентским львом», а среди русских газетчиков молодой генерал получил почетное прозвище «Ермак XIX века».


"Сегодня пришло сообщение, что генерал Черняев взял Ташкент. Никто не знает, почему и зачем. Есть все-таки что-то эротическое в происходящем на границах нашей империи".


(1865 год. А. А. Половцов).

На ДЗЕНе эта статья с фотографиями


Алекса́ндр Алекса́ндрович По́ловцов (Половцев; 19 [31] мая 1832, Санкт-Петербург — 24 сентября 1909, Рапти) — русский промышленник, государственный и общественный деятель: сенатор (1873), государственный секретарь (1883—1892). Автор обстоятельного дневника, освещающего события общественной и государственной жизни.

Завоевание обширной среднеазиатской территории совершено было Черняевым с необыкновенной лёгкостью, без крупных затрат. Между тем население этого края отличалось воинственностью и издавна выделяло из своей среды дикие полчища, причинявшие постоянную тревогу соседним русским владениям.

Черняев сумел приобрести доверие и уважение жителей не только своей личной неустрашимостью, но и другими качествами, наиболее ценными в представителе власти в Азии: доступностью для всех, прямодушием, искренним вниманием к нуждам каждого, полной свободой от рутины и формализма, спокойной находчивостью и решительностью в трудные моменты.

Его инстинктивное понимание азиатской народной психологии помогало ему завоёвывать сердца без всяких усилий: на другой же день после взятия Ташкента он торжественно объехал город в сопровождении лишь двух казаков, а вечером отправился в местную баню, как будто находился среди мирных соотечественников, - этими простыми способами он тотчас же внушил населению уверенность в бесповоротности совершившейся перемены.

***

С связи с разногласием с высшим командованием, 16 мая 1867 года Черняев был отправлен в отставку. В конце того же года формально был возвращён на службу и состоял до 1875 года в распоряжении командующего войсками Варшавского военного округа.

В 1873 г. Черняев приобрёл издававшийся в Петербурге консервативный орган «Русский Мир» и серьёзно занялся газетным делом. Наряду с ним газета вдохновлялась другим оппозиционным генералом, Фадеевым (с которым он сдружился ещё во время службы на Кавказе).

Именно это издание на несколько лет стало одним из главных рупоров противников либеральных реформ, а вместе с тем — идеологической площадкой консервативного панславизма, идеи объединения всех славянских (в первую очередь, православных) народов под властью Русского Царя.

В 1870-е годы эта идея была особенно популярна в патриотических кругах: сочувствие к балканским «братушкам», сербам и болгарам, находящимся в многовековом османском рабстве, привлекало на Балканы множество русских добровольцев.

В Москве и Санкт-Петербурге, Киеве и Одессе активно действовал Славянский комитет, оказывавший братским народам Балкан не только идейную и гуманитарную поддержку, но и неофициальную военную помощь.

Комитет возглавлял знаменитый историк-консерватор Михаил Погодин, после смерти которого, в 1875 году, его преемником стал знаменитый славянофил Иван Аксаков.

По сути, настроения тех лет очень напоминают воодушевление «Русской Весны» 2014 года. Те же патриотические манифестации. Те же пламенные воззвания «ввести войска», обращенные к Главе Государства Российского — Государю-императору Александру II. И та же многотысячная масса русских добровольцев, несмотря на официальные запреты, рвущаяся поддержать антитурецкое восстание славянских «братушек».

***

Весной 1875 г., когда произошло восстание в Герцеговине, Черняев один из первых усмотрел в нём начало крупного международного кризиса, связанного с общим вопросом о судьбе восточного славянства.

Черняев вскоре вступил в сношения с сербским правительством и был приглашен в Белград для руководства военными действиями в задуманной князем Миланом кампании против Турции.

Российское дипломатическое ведомство, узнав об этих секретных переговорах, приняло меры к тому, чтобы Черняеву не было дозволено выехать из Петербурга за границу — за ним был учреждён надзор, и ему было отказано в выдаче заграничного паспорта.

Михаил Семенович приехал в Москву к Хлудову Михаилу Алексеевичу, который и устроил ему и себе в канцелярии генерал-губернатора заграничный паспорт. Переданный по телеграфу приказ о задержании его на границе также запоздал.

В июне 1876 г. Черняев был уже в Белграде. Известие о назначении его главнокомандующим главной сербской армией послужило сигналом к наплыву добровольцев в Сербию и подняло сербскую попытку на степень русского национального дела.

На ДЗЕНе эта статья с фотографиями



Братья-сербы не забывают имя «добровольца №1», выдающегося русского генерала Михаила Григорьевича Черняева, не забывают, что именно он организовал и возглавил регулярное войско сербских повстанцев, привлёк в Сербию военных профессионалов

АРХИСТРАТИГ славянской рати,

Безукоризненный герой!

Под кровом Божьей благодати

Да совершится подвиг ТВОЙ!

Да сохранит в борьбe кровавой

ТЕБЯ Всевышнего рука,

И память дел ТВОИХ со славой

Пройдёт в далёкие века!

Такие стихи разместил А.Михайлов в эпиграфе к биографическому очерку о М.Г.Черняеве. Они как нельзя лучше говорят о выдающемся полководце.

Несмотря на несоизмеримое соотношение сил, приведшее войска генерала Черняева к ряду поражений, его имя стало символом славянского освободительного движения. Именно тогда о нем были написаны сербские и болгарские стихи и песни, а Федор Достоевский в своем публично издававшемся «Дневнике писателя» воодушевленно прославил Михаила Григорьевича и его дело:

Его имя стало народным. И немудрено: Россия понимает, что он начал и повел дело, совпадающее с самыми лучшими и сердечными ее желаниями, и поступком своим заявил ее желания Европе. Что бы ни вышло потом, он может уже гордиться своим делом, а Россия не забудет его и будет любить его.

Не достигнув чаемой цели — освобождения православных славян, — генерал Черняев сделал главное: поднял на это дело не только тысячи русских добровольцев, но и всю Российскую империю.

Уже в 1877 году Россия объявила войну Османской империи, в которой год спустя одержала грандиозную победу. Победу, значительная часть плодов которой была украдена «нашими западными партнерами», не позволившими реализовать многолетнюю мечту миллионов православных христиан — установить крест над цареградской Святой Софией.

***

К сожалению, как это часто бывает в реальной политике, политическим романтикам не удается добиться земной славы и уж тем более власти. Реализовав многие идеи генерала Черняева, власти не стремились даровать ему высокие должности.

После русско-турецкой войны 1877-1878 годов он пытался продолжить издательско-публицистическую деятельность, но прежнего рвения и горения уже не было. В воинской славе он, как уже было сказано, ушел в тень «белого генерала» Скобелева, а в качестве идеолога русского консерватизма оказался откровенно слабее признанных классиков.

В итоге в 1882 году император Александр III предоставил Михаилу Черняеву шанс: он был назначен генерал-губернатором столь дорогого ему Туркестана.

Уезжая в 1883 г. в Ташкент, он принял горячее участие в судьбе уральских казаков, переселённых на побережье Аральского моря за свою приверженность к старообрядчеству…

В 1882 г. Черняев, в военно-научных целях, пересёк с небольшим отрядом плато Устюрт.

Но это была уже не столько военная, сколько чиновничья должность, на которой «Ташкентский лев» не преуспел и два года спустя был отстранен от занимаемого места, будучи переведен в столицу членом Военного совета. На этой должности генерал Черняев продолжал остро полемизировать с либерально настроенными реформаторами, но прежнего задора уже не было.

Последние годы Михаил Черняев провел с семьей в своем родовом имении Тубышки в Могилевской губернии, где и скончался в августе 1898 года.

МЕМОРИАЛЬНАЯ КОМНАТА М. Г. ЧЕРНЯЕВА В КРУГЛЯНСКОМ МУЗЕЕ.

Хочется надеяться, что и в России память этого русского героя будет возрождена в должной мере.


P.S. Тем читателям, которые не устали от данной статьи автор предлагает прочитать художественное произведение посвященное одному из наиболее ярких русских добровольцев, которые помогали сербским братьям в конце XIX веке.
Николая Николаевича Раевского смело можно назвать «добровольцем №2»


Русская церковь (или «Белеет парус одинокий…»).

https://zen.yandex.ru/media/id/5e4a6b9ea4666c694f89fc23/russkaia-cerkov-ili-beleet-parus-odinokii-611f61b3efd41f5b7c512513

Олег Фурсин
20 августа 2021





                                        ***






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Песня Верещагина (Ваше Благородие)

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft