16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  127 547Зрителей: 70 002
Авторов: 57 545

On-line16 771Зрителей: 3370
Авторов: 13401

Загружено работ – 2 183 938
Социальная сеть для творческих людей
  

Критика. Палка в спицы или коленка под зад для ускорения?

Литература / Критика, философия / Критика. Палка в спицы или коленка под зад для ускорения?
Просмотр работы:
28 декабря ’2012   17:10
Просмотров: 23620
Добавлено в закладки: 3

Для начала, что бы ответить на этот вопрос, разрешите изложить свое субъективное мнение. Итак, что есть творчество? Грубо говоря это процесс создания неких интеллектуальных ценностей. В дальнейшем, возможно, и материальных, ну, скажем, творчество конструктора приводит к созданию новых машин и устройств утилитарного назначения. Думаю - это никто не оспорит. Но как определить, ценности создает некая творческая личность (конструкция громоздкая, но я не решаюсь употреблять короткое и выразительное слово – творец), или так, до ветру вышла? Критерий, думаю, один - это успех. Понятие размытое, каждый понимает его по-разному, но некие вешки расставить все же можно. Все-таки это не равнодушие и не игнорирование. Это когда тебя знают. Дальше начинаются нюансы. Для одних успех это в первую очередь деньги, женщины, машины, говоря иначе – сытость, другие предпочтут славу гениального голодного поэта сытой жизни мещанина во искусстве. Т.е. признание статуса для них главнее. Гегель считал, что борьба за признание статуса есть чисто человеческое качество, мало того – центральное качество, определяющее суть человека. Гегель был не прав. Многочисленные исследования показали, что борьба за статус, желание занять более высокую ступень в иерархии, свойственна практически всем животным. Например, приматолог Франс де Вааль в своей книге «Политика шимпанзе» доказал, что шимпанзе образуют коалиции, интригуют, подлизываются, предают, ведут себя как люди, испытывают гордость и гнев, когда их статус признается, или нет собратьями.
Но это так, лирическое отступление. Запомним главное: человеку (особенно творческому) нужно признание. В сущности - мы те же шимпанзе. А Дарвин гений. Так вот, вернемся к нашим баран…э…шимпанзе. Критика - это положительный фактор в достижении признания, или отрицательный?
Этот вопрос давно муссируется на сайте, и не только в нем. Я не хочу приводить свои соображения по этому поводу. Я хочу ознакомить вас с результатами серьезных социологических исследований, проведенных в США (О! опять США! скажут некоторые: нет, я не американофил, даже наоборот, но что делать, если у них это изучают, а у нас на все забили?).
То, что хочу вам сообщить, я почерпнул из книги тридцатилетнего американского вундеркинда Джоны Лерера «Вообрази», которая по выходу в свет в первую же неделю стала бестселлером. Желающих подробностей я отсылаю к журналу «Вокруг света», №8, 2012г., где напечатана глава «сила Q» из упомянутой книги. Собственно в ней Лерер анализирует причины успеха и неудач различных интеллектуальных проектов (в основном в мюзиклах и кино) у себя в стране, но приведенные им факты весьма занимательны.
Теперь приготовьтесь. Вас ожидают обширные куски цитирования с моими редкими вставками. Повторю для тех, кто вне танка: я не мудрствуя лукаво выдрал из книги те куски, которые говорят о пользе или вреде критики для творчества, отбросив другие аспекты, влияющие на успех, как-то подбор кадров, общая организация, финансирование и т.д. и т.п. А что делать? Я следую теме своего опуса.
В наше время поднять большие интеллектуальные проекты одному человеку не под силу, даже гению. Поэтому дальше речь пойдет о коллективном творчестве. Но не спешите решать, что я уклоняюсь от темы – свое отношение к творчеству, коллективному и индивидуальному, я выражу в конце. К тому же из приведенных цитат вы поймете что мессага в кассу (надеюсь, я правильно употребил молодежный жаргон).
Итак:
«В конце 1940-х годов Алекс Осборн, один из основателей рекламного агентства BBDO, придумал броский термин для обозначения того, что считал идеальной формой коллективного творчества: мозговой штурм».
Кто не знает термин «мозговой штурм»? Но мало кто знает, что «…самым важным принципом мозгового штурма было ОТСУТСТВИЕ КРИТИКИ» (здесь и далее выделено мной). Ибо «творчество – настолько хрупкий цветок, что похвала может заставить его распуститься, тогда как разочарование убьет на корню». Так считал Осборн.
Мозговой штурм самая популярная творческая техника всех времен, которая широко использовалась до последнего времени.
«В мозговом штурме, конечно, есть нечто очень привлекательное. Всегда приятно получать похвалы, поэтому большинство таких посиделок заканчиваются тем, что люди выходят, гордые своим вкладом в общее дело».
Ну прямо благодать, все счастливы, все смеются. Но…
«У мозгового штурма есть только одна проблема – ОН НЕ РАБОТАЕТ. Кейт Сойер, психолог из Вашингтонского университета, резюмирует: Десятилетия исследований неуклонно доказывают, что группы мозгового штурма выдают гораздо меньше идей, чем такое же количество людей, работающих в одиночку, а затем объединяющих свои идеи».
В книге автор подробно рассматривает причины этого.
«Причина, по которой мозговой штурм оказался столь неэффективным, возвращает нас к необходимости КРИТИЧЕСКОГО подхода и споров».
Такой подход реализовал Стив Джобс в Apple. Джонатан Ив, главный дизайнер компании, называет такой стиль совещаний «жестоко критическим».
«Единственный способ катализировать коллективное творчество … это поощрять свободное обсуждение недочетов. Единственный способ сделать что-то правильно – говорить об ошибках».
Психолог Беркли Чарлан Немет провел эксперимент. Коротко о сути. 265 случайно отобранных студентов были разбиты на несколько команд, которые, в свою очередь, были разделены на три группы. Все группы решали одну и ту же проблему, но по-разному: первая – как им хочется, вторая методом мозгового штурма (с жестким требованием отказа от критики), и третья методом дебатов, с требованием непременно обсуждать и критиковать друг друга.
Результаты были неожиданны. Группа мозгового штурма оказалась худшей, ее обошла даже группа свободного решения (правда не намного). Но результаты группы дебатов даже трудно сравнить с остальными – она произвела в среднем на 25% больше решений, чем остальные.
Казалось бы результат противоречив. «Но, оказывается, мы сильнее, чем нам казалось. Воображение не настолько покорно, в конфликтных условиях оно не скукоживается. Вместо этого оно проявляется, вылезая из привычных тайных нор. Критика провоцирует рождение новых идей».
Вот так. Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок сего опуса очевиден. Разумеется, имеется в виду в первую очередь критика конструктивная, а не простое охаивание.
Кое кто из вас скажет – примеры неудачны, ибо в них идет разговор о коллективном творчестве, а не об индивидуальном. И будет не прав. В самом понятии «творчество» прячется интересный парадокс: по большому счету никакого «коллективного творчества» не существует, ибо так называемое «коллективное творчество», это смесь (иногда и сплав) из нескольких (иногда многих) индивидуальных творчеств с последующей сепарацией и отделением нужной фракции (уж простите за такие термины - это во мне заговорил инженер).
С другой стороны, вы будете смеяться, но индивидуального творчества в «чистом» виде тоже не существует. Любая творческая личность работает не в пустоте и не с нуля - создавая свое, она питается громадными по объему интеллектуальными наработками всего человечества, пляшет от построенной другими печки. Поэтому пытаться разделить, тем более противопоставить коллективное творчество и индивидуальное - занятие рискованное и неблагодарное. Это даже не синонимы, это одно явление, рассматриваемое с разных сторон.
Я так считаю, а если кто хочет возразить, то от такого и слышу.
Вывод.
Вывод таков. Если вы относитесь к параноическому типу психопата, коему свойственны: «склонность к образованию сверхценных идей» (читай – преувеличение собственного творчества и значимости), « …малая пластичность психики, упорство в защите своих убеждений, обидчивость, готовность в каждом человеке видеть недоброжелателя», если «непризнание ваших достоинств и заслуг приводит к столкновению с окружающими», то пусть вас мое мнение не интересует, оно не для вас. Ибо «убеждениям, угрозам, просьбам параноический тип не поддается». Максимум, что могу посоветовать - это нейролептики, особенно неулептил, стелазин, этаперазин.
Если же вы хотите развиваться и расти как творческая личность, если вы хотите успеха - принимайте критику, просите и даже клянчите критику, радуйтесь критике - даже если критик не прав (критик тоже человек, и у каждого человека свое субъективное мнение). Это на пользу. Даже если вас просто пошло обзывают тролли – значит вас заметили. Это лучше чем равнодушие и игнорирование.
Благодарю за внимание. Творческих вам успехов, коллеги!

(В своем опусе автор, кроме вышеупомятой работы, использовал также книгу Френсиса Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее», М. АстМосква, 2008 и Справочник по психиатрии, М. Медицина, 1985)






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Вниз ↓

Оставлен: 28 декабря ’2012   18:26
Ну... Клянчу у Вас критику, дядя Волот... Почему не критикуете никогда? Почему я не заметила ваших критических разборов? Почему от критических замечаний отбояриваетесь юморком? Вот они, вопросы, логически вытекающие из сути статьи))) С наступающим!

Оставлен: 28 декабря ’2012   19:07
и Вас также! А критика...то, что не нравится, рассматривать нет охоты, а если нравится, но есть просто замечания, так я их и выкладываю...
18

Оставлен: 28 декабря ’2012   20:48
Остаётся вопрос: тогда для чего статья?)))))))))))))

Оставлен: 28 декабря ’2012   22:45
а статья собственно для тех, кто шарахается от критики и принимает ее как поползновения на свою личность...
18


Оставлен: 28 декабря ’2012   19:28
О, нет!!!Читать перед Новым Годом, просто нет времени!!!
С наступающим, Юрий!!!Всего наилучшего!!!

Оставлен: 28 декабря ’2012   19:48
и правильно, прочтете на каникулах...и Вам всех благ!
18


Оставлен: 28 декабря ’2012   21:18
Интересная работа. Так сказать "в общетеоретическом плане".
А как полученные выводы реализовать на практике, хотя бы в рамках маааааленького сообщества "Аллея Искусства"?
Первый шажок в АИ уже сделан - критика "легализована". Можно даже сказать, что критика - это "фишка" сообщества. Но вот вопрос: а что ждёт в ответ тот, кто пишет критические замечания? Ответного авторского комментария? Нет, вряд ли. Назовём так: "творческий продукт" автора, поскольку он опубликован, начинает жить своей независимой жизнью, и ни в каких авторских комментариях не нуждается. А если нуждается в авторских комментариях, значит это не "продукт", а "сырьё". Мне представляется, что "критик" пишет свои критические замечания для того, чтобы автор "вернулся" к своему "творческому продукту", взглянул на него "другими глазами", - не "производителя", а "потребителя". И попытался понять, что именно "потребителя" не устроило, и почему. То есть автор должен ещё раз поработать со своим произведением, и принять решение. Либо отредактировать его, либо оставить всё без изменения, либо вообще изъять его из публикации для глубокой переработки.
И, конечно, в любом случае поблагодарить "критика", ведь в большинстве случаев (сужу по практике АИ) эти замечания направлены на улучшение качества работ.

Оставлен: 02 января ’2013   23:26
хорошо сказано, Володя!


Оставлен: 29 декабря ’2012   08:56
Попробуй меня кто покритиковать! Получит по полной!))) С наступающим! Счастья, здоровья, творческих узбеков!)))

Оставлен: 29 декабря ’2012   21:04
С Новым годом!
18


Оставлен: 29 декабря ’2012   20:46
Ежели б мне не привили в 9 месяцев от роду, что какать нужно в горшок, я бы и нынче гадила бы, где иду)))
Очень много о схеме общества и отличиях мышления по половому различию почерпнула в работах питерского профессора Сергея Савельева. И хочется, но не поспорить... У профессора и про приматов, и про особенности поведения оооочень хорошо всё разложено-разглажено и подано.
Если бы не критика, то...Есть реальная угроза самоуничтожения самомнением)))
Но не согласна, что надо радоваться даже плохой критике. Я за конструктивную аргументацию замечаний. Аргумент "ПАТАМУШТА" - НЕ АРГУМЕНТ.
бОЛЕЕ ГОДА НАЗАД МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ БЫТЬ РАСКРИТИКОВАННОЙ ОЧЕНЬ ОБЪЕКТИВНЫМ КРИТИКОМ! я МНОГОЕ ПЕРЕСМОТРЕЛА. и ТЕПЕРЬ ВСЁ АРХИВОСОДЕРЖАЩЕЕСЯ (сорри -капслук, ззззаразззза))) правлю с учётом той критики. Благдларна, не скрываю своей благодарности и всегда ЗА всеми частями тела за критику)))
Ну и, как гриицца, с наступающим!

Оставлен: 29 декабря ’2012   21:07
и Вас с наступающим! конечно, критика должна быть конструктивной, я это и подчеркнул, но и флуд полезен...почему? а патамушта...
18


Оставлен: 30 декабря ’2012   20:53
О КАК!
я, конечно, тип параноический, тем не менее, хочу развиваться как творческая личность и даже вроде как развиваюсь. Честно скажу, что после прихода меня в интернет, а это было по-серьёзному с 2005 года, я стала сочинять лучше, чаще и узнала кучу нового и про себя и вообще про всё. для творчества, по-моему, самое важное - отдача. писать в стол, конечно, можно, иногда даже приходится(как вот Морозову, который лет 20, если не больше, провел в крепости в одиночке), короче, писать в стол можно, но на такое способны выдающиеся единицы или не знаю даже кто. то есть только ДЛЯ СЕБЯ счто-то делать это я не знаю даже кем надобно быть, у меня лично кишка тонка, лично мне необходимо перетереть с кем тока можно всё, что я накропала....и даже то, что тока задумываю накропать.... меня сие стимулирует к процессу)

насчет обезьян, что они как люди, это вы переворачиваете, конечно, это не они, как мы, а мы, как они, ибо таки не они от нас, а мы с ними от общего предка)

Оставлен: 30 декабря ’2012   20:58
ну на счет шимпанзе я так и сказал  :)а на счет развития Вы правы, варить в собственном соку есть превратиться в желе (холодец)...
18

Оставлен: 30 декабря ’2012   21:10
если интересно, я ваще, как творческая единица, развилась исключительно из подражания...всем, кто мне нравился в каждый отдельный момент.... вот кто нравится, тому и начинаю подражать, как уж умею)

Оставлен: 30 декабря ’2012   21:49
а кто иначе? Мальденштам писал о Брюсове: настоящий поэт, доски все чужие, а обводы корабля свои...
18


Оставлен: 30 декабря ’2012   21:20
Хороший язык написания.)
Выводы автора по ВОПРОСУ не по-русски что ли... и вот почему:
1)Психология, особенно в части коллективной, -- наука молодая, но корнями из древней философии. Такие же корни и у религиозных конфессий; в хрестианской библии кладезь информации для психолога...(стараюсь в двух словах)
2) В США, лозунг:"...не спрашивай, что страна сделала для тебя..." -- привел к образованию модели рыночной эк., что в неразрывной связке с "американской мечтой"(нац. идеей)...пример:"Унесённые ветром"...
А в России??? В Росии всё иначе!!!
3)Мозговой по-русски -- Сам себе судья и подсудимый в одном лице при коллективном влияние на всякое оное лицо, если детально; или -- уравниловка, если поверхностно(это в двух словах).

))))Я не оспариваю ВЫВОДЫ АВТОРА(это интересно и с пользой для любознательности), но хочу обратить внимание на однобокое решение ЗАДАЧИ; я оспариваю полезность ВЫВОДОВ для Российского человека(коллектива).

Оставлен: 30 декабря ’2012   21:51
да что Вы. это не исследование, и не выводы, это просто размышления, не более, так, подумалось, написал...но писал честно...
18

Оставлен: 30 декабря ’2012   23:25
Я не обвиняю Вас, но обращаю внимание на типичный для недостроенного общественного культа в виде нац. идеи "спотыкач"(переоценка чужеродного опыта, и КПД оного для родной действительности что ли...). Есть ещё аспект -- недостаток толерантного взаимоотношения внутри недостроенного общества(и как правило, следует увеличение матерей-одиночек по этой причине тоже, а не то чтобы зарывание выскочки-таланта критикой(но всегда ли критикой?))...
Скорее призываю Вас продолжить работу, расширив исследование...

Оставлен: 31 декабря ’2012   18:18
С Новым годом, Юрий!

Оставлен: 31 декабря ’2012   18:23
и Вас также, успехов и счастья!
18

Оставлен: 17 января ’2013   19:53
Блестящая идея, Юрий, подискутировать по вопросу: -- Что есть духовность?... Чтобы, -- замечено Серёгой, -- слитно, поправьте...Если кто не понял, мой голос --За! работу, но с пожеланием продолжения... )))на форуме видел, спасибо!


Оставлен: 01 января ’2013   16:21
Прочитал статью и комментарии с большим интересом, но, в принципе, ничего нового для себя не узнал, все это я уже не раз повторял:
Конструктивная критика обязательно нужна, иначе конец творчеству...
"Донателло и его работы привели Падую в восторг. Власти пытались уговорить скульптора остаться в их городе, но он ответил отказом. Он должен вернуться в свою родную Флоренцию, иначе забудет все, чему его учили. "В Падуе, - сказал он, - все, что я делаю, вызывает похвалу, а во Флоренции меня постоянно критикуют".
Генри В. Мортон "От Милана до Рима"
...а вот критиканство...придраться можно к любой работе, даже гениальной!
В ЗМ мои фотографии часто критиковал некий Горн (хорошо разбирающийся в искусстве), даже те, которые я считал удавшимися. Поначалу мне малость было обидно, и я даже несколько раз ответил ему резкостью, думая что он попросту придирается, но потом, отбросив свое эго и вдумчиво вникнув в то, что он мне советовал, я понял, что он просто хочет мне помочь улучшить мои работы. И они действительно становились лучше, когда я внимал его критике и исправлял их. Конструктивная критика, а тем более если она делается бесплатно, заслуживает благодарности, как любая другая бескорыстная помощь, и только самовлюбленный идиот может не понять этого.
Вот с Юрия и начнем):
"Для начала, что бы"-"что бы" слитно.
"Итак, что есть творчество? Грубо говоря это процесс создания неких интеллектуальных ценностей."-и духовных.
...шучу, хорошая статья-размышление, есть о чем подумать, и у Володи (vmosharov) тоже...пасиб други и с НГ канешн!)



Оставлен: 01 января ’2013   18:55
Серега, так я не претендую на первооткрывательство, ну да, я своими словами изложил то, что умным людям и так понятно...я писал (ударение на втором слоге!) не для них, думал, кто из самовлюбленных прочтет и их тронет...ну, должно же дойти из конца в конец!
18

Оставлен: 01 января ’2013   19:04
ну а насчет замечаний: с чего ты взял, что "что бы" слитно? мой комп не ругался  :)и объясни, дедушка старенький, какая разница между интеллектуальными и духовными ценностями? вот я не вижу...Владыка Алексий (упокой, Господи его грешную душу), в разгар шабаша (91-е, рекет, взлет проституции, полный песец нормальным ценностям) пел с ЦТ: ах, как выросла духовность... в смысле, в церковь поперло стадо...после этого я слово "духовность" очень внимательно воспринимаю...кстати, не подискутировать ли нам что есть духовность? (не мне и тебе, а вопрос кинуть, создать новый форум в роамках сообщества)? мне кажется, очень драчка большая будет...
18

Оставлен: 01 января ’2013   19:25
И погромче нас были витии,
Да не сделали пользы пером...
Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведем.
Н.Некрасов
но это я так, к слову...а мне лично очень не хватает Горна здесь...писал я к нему, но он не хочет...

Оставлен: 01 января ’2013   19:43
Если предложение нельзя произнести без частицы «бы», значит надо писать слитно:
"Для начала, чтобы ответить на этот вопрос..."
проверка-"Для начала, что ответить на этот вопрос..." звучит несвязно, поэтому здесь "чтобы" пишется слитно.
Если предложение можно произнести без частицы «бы», значит «что бы» пишется раздельно:
"Что бы вам ответить на этот вопрос?"
проверка-"Что вам ответить на этот вопрос?" звучит связно, поэтому "что бы" здесь пишется раздельно.


Оставлен: 01 января ’2013   21:43
По-моему, многовато вульгарного материализма. То, что критика нужна, с этим глупо спорить. Но некоторые утверждения вызывают недоумение.
Например, "творчество - процесс создания интеллектуальных ценностей". А культурных? А духовных? Неужели для Вас это всё подразделы интеллектуального? Тогда это чистый вульгарный материализм в духе XIX века, и можно только посочувствовать.
Или вот такое утверждение: "Запомним главное: человеку (особенно творческому) нужно признание". То, что верно для абсолютов сайта НГ, ещё не означает, что это вернодля всякого творческого человека. А как Вам пример Шекспира? Те, кто на самом деле творили под его именем, они даже платили деньги малограмотному актёру за то, чтобы он хранил тайну и предоставлял своё имя для подписи. То есть, платили деньги за чужое признание. Как это впишется в Ваше утверждение? Столько столетий прошло, а литературоведы до сих пор не могут определиться, кто же на самом деле скрывался за подписью актёра Шекспира: философ Бэкон? граф Ретклиф? или целый кружок розенкрейцеров? (и есть ещё кандидаты). Как-то они странно признание понимали. Или Вы что-то не так обобщаете...
Вы вообще упускаете из виду одну сторону медали. Духовную составляющую.

Оставлен: 01 января ’2013   22:06
о, уважаемый! наверное я безтолково выразился, но признание, это не признание ИМЕНИ! это признание мысли...
что касается интеллектуальных ценностей, культурных? духовных?
то бесспорно интеллектуальные ценности вбирают в себя все эти понятия, ибо интеллект, это ум (а какая культура без ума?), а духовность? объясните мне, что Вы под "духовностью" понимаете, может и поговорим...лично меня от этого "о! он такой духовный!" тошнит, ибо, как правило, это тип дебила-воображалы...ты духовный? а что ты сделал? (придумал, организовал, где результат?)...грубо так...
18

Оставлен: 02 января ’2013   07:04
интеллектуал не всегда может быть культурным, интеллигентным человеком)
"Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью"

Оставлен: 02 января ’2013   09:51
Сейчас много кто рисует. Дельфины, обезьяны... даже носороги! Их картины выставляются на аукционах, за них платят деньги - но неужели и это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ творчество? А про дзен-буддизм когда-нибудь слышали? Про коаны? Про мандалы? Монахи из песка и прочих подручных вещей могут годами составлять мандалу (этакую эмблему мироздания) - до тех пор, покуда не сочтут, что она прекрасна. Как только сочтут, что прекрасна, тут же и разрушают, не дожидаясь никакого признания. Похоже, Вы не замечаете различия между действительно творчеством и попсой. Но это же всё известно с самых древних времён. Однажды публика потребовала от Еврипида кое-что выкинуть из трагедии (хочешь признания - пляши под нашу дудку!), тогда поэт вышел на сцену и гордо сказал: пишу не для того, чтобы учиться у публики, а чтобы её учить...

Оставлен: 02 января ’2013   19:24
и все таки Вы что-то путаете, уважаемый Stranicyn..или я плохо объясняю, или Вы меня не понимаете...то что делают обезьяны - это вообще не творчество, и к интеллекту не имеет никакого отношения...равно как то, что делают некие "художники-модернисты", ну, слышали, небось, в голом виде посадил себя на цепь и гавкал на четвереньках на зрителей.... это ближе к духовности (см. определение ниже):
"ДУХОВНОСТЬ - - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека. В прямом, т. е. религиозно-философском, смысле Д. есть: а) состояние духовного; из одного только духа составленное, б) относимое к духовному ведомству (духовенство, духовное учебное заведение), в) присутствие Духа Божьего в человеке, непосредственный контакт души с каким-либо "внешним" духом (положенность в духе, сдержанность духом); существенное свойство души быть образом (эйдосом, зеркалом) Духа Божьего. Соответственно, бездуховность есть прежде всего покинутость человека Богом, разрыв связи души с духом, замыкание способностей души на деятельности по обслуживанию своей телесной оболочки (плоти) и сохранению достигнутой жизненной формы. Бездуховность может быть сопряжена либо с неразвитостью тяги души к духовному бытию, либо с усталостью преодолевать инерцию экзистенции и эгоизм. В переносном, светски-материалистическом, смысле Д. чаще всего трактуют как тягу людей к вершинам культуры и совершенствованию своих творческих способностей. В этом случае понятия духа и души обычно берут не в их собственных традиционных значениях, а искаженно - как некие синонимы общественного и индивидуального сознания (либо интеллекта или поведения); далее к ним применяется перевернутая религиозная формула: вместо описания Д как присутствия в душе человека Духа Божьего о Д. говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям".
Это из филосовского словаря.
Обращаю Ваше внимание, что в прямом смысле духовные ценности, это то, что имеет ценность для верующих, иконы, мощи, соответсвующая литература и пр. В светском смысле это ТЯГА к культурным (то бишь интеллектуальным) ценностям, именно ТЯГА, поэтому в светском смысле духовные ценности странное определение, в лучшем случае это синоним культурных. А вот к чему Вы тут попсу помянули? Я что-то говорил о попсе? Илы Вы полагаете, что я считаю попсу актом инлеллекитуальным? Вынужден Вас огорчить, таки нет, попса это и есть "духовность", т.е. нематериальность, но никак не интеллектуальность.
Теперь, Серега, да интеллегентность и интеллектуальность вещи разные. Я знал конюха из села, который был бесспорно интеллегентом, ибо интеллегент, это тот кто с уважением и терпимость относится к другим, потенциально видит в них хороших людей, но в смысле культуры был ни в зуб ногой. А интеллектуал бесспорно культурен (да, он может быть злым, жестким, даже преступным, но раз он уважает ум (а это и есть определение интеллектуала) то он им пользуется. примерно так...
18

Оставлен: 03 января ’2013   12:54
Цитата:  volot, 02.01.2013 - 19:24
то что делают обезьяны - это вообще не творчество
Да ну? А кто-то утверждает, что "критерий один, это успех". А если выставить на аукцион всех художников НГ вместе взятых и одно лишь художество обезьяны - как думаете, за кого больше дадут денег? Это ли не успех? Я однажды в дельфинарии видел, как рисует дельфин - понравилось, очень хотел купить... но желающих купить было столько, я не дотянул и до трети аукциона... А рядом, за воротами, стояли уличные художники. Они просили за своё раз в 20 меньше, чем я готов был заплатить за дельфина, но в их художествах ничего не привлекало. Объясните парадокс, если можете. Я не извращенец, не зоофил какой-нибудь, но тогда почему за произведение дельфина готов платить бешеные (для меня) деньги, тогда как произведение человека практически даром - и не привлекает.

Оставлен: 03 января ’2013   15:37
о Господи... наш спор напоминает разговор глухонемого с врожденнослепым...давайте для начала изложите свое понятие терминов - интеллект, культура и духовность...а потом посмотрим, стоит ли дальше спорить, и о чем...
18

Оставлен: 03 января ’2013   16:08
Похоже, что не стоит... излагать термины... Да может быть, в рисунке дельфина самое главное, что он не знает ни одного термина. Цитировать словари - увольте.


Оставлен: 02 января ’2013   20:37
volot, Вы гений!) ..Критика - это действительно основа дня развития, какая бы она ни была. Грамотное её интегрирование (но не игнорирование!) в творческий процесс самим автором помогает многократно.

Оставлен: 05 января ’2013   21:38
Юрий поздравляю, работа переносится в папку "Критика, философия", можно добавить следующую!

Оставлен: 08 января ’2013   02:42
Юрий, поздравляем с работой дня аллеи Искусства!

Оставлен: 08 января ’2013   13:08
Хороший анализ и , соответственно, логичный вывод! Согласен с ним!

Оставлен: 11 февраля ’2013   12:35
Согласен по всем пунктам..все правильно..критика нужка..и даже кретины от нее:)

Оставлен: 20 февраля ’2013   08:38
То что критика нужна..., ясно..., а вот почему, когда произведению нужна критика и читатель видит это, и даже порой так хочет раскритиковать ( по хорошему ) но..., что - то останавливает..., и проехали мимо...?! Причин много..., разных, всяких..., но ..., и т.д.


Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
ЖИЗНЬ ОДНА НАМ ДАНА. - Вадим Жанов

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft