-- : --
Зарегистрировано — 128 964Зрителей: 71 235
Авторов: 57 729
On-line — 19 368Зрителей: 3853
Авторов: 15515
Загружено работ — 2 201 967
«Неизвестный Гений»
Мегапроект Земля-24
Пред.![]() |
Просмотр работы: |
След.![]() |


Мегапроект ЗЕМЛЯ-24 (Фрагменты)
В работе я сделал попытку заглянуть в будущее...
любопытство провоцирует меня на мысленный эксперимент,
который позволил бы выстроить своего рода панораму нашей цивилизации
лет через двести-триста.
При этом основной допуск в том, что никаких радикальных потрясений,
отбрасывающих человечество на века назад и\или на качественно иную,
поворачивающую в сторону, траекторию развития наша культура за этот период
не испытывает. Так что процесс движения в будущее происходит в целом поступательно
и монотонно, хотя и не без естественных бифуркаций,
определяемых самим характером прогресса,
как это имело место за последние несколько веков.
В качестве объекта панорамы-иллюстрации я выбираю решение задачи
создания планеты типа Земля, пригодной для заселения человеком.
Думаю, что через выбранные двести-триста лет создание такой планеты
"на пустом месте" еще не будет нашей цивилизации посильно,
но вот использование в качестве исходной "заготовки" планеты, похожей на Луну,
представить можно. При естественном условии, что совокупность
основных макропараметров не требует слишком радикальной модификации
выбранной планеты: ее геологический состав и положение по отношению
к своему солнцу достаточно подходят для решаемой задачи,
не чрезмерно ее усложняя.
Таким образом, проект сводится к созданию практически с нуля биосферы
будущей экопланеты, включая ее атмосферу и гидросферу,
а также почвы верхнего слоя литосферы, необходимой для развития
флоры и фауны. Сюда же относится формирование рельефа, обеспечивающего
кругооборот гидросферы и тех составляющих грунта,
которые необходимы для активного функционирования биосферы.
По сути проект должен так или иначе технически повторить один из вариантов
естественного процесса формирования жизни, не слишком отличающийся от земного.
Правда при темпе в несколько миллионов раз ускоренном по отношению к природному,
поскольку он будет осуществляться на базе технологий будущего
и планироваться по оптимальной траектории, исключающей зигзаги
естественного отбора и глобальных катастроф.
Отсюда основные вопросы нашего мегапроекта:
* Кто будет осуществлять этот проект?
* Как он будет реализовываться с учетом масштаба
и разнообразия его основных составляющих?
наш текст будет состоять по крайней мере из двух частей:
1. Ноосфера-24, посвященной общему описанию цивилизации 24-го века, и
2. Экопланета - описание реализации самого проекта трансформации "Луны" в планету,
пригодную для обитания человека.
Ноосфера-24
1. Общие соображения
Итак, мы приступаем к довольно рискованному эксперименту,
содержанием которого является разработка, условно говоря,
воображаемого проекта двадцать четвертого века.
Представляющего собой решение задачи планетарного масштаба -
преобразование космического тела типа Луна в планету, аналогичную Земле.
При этом основная часть природных качеств "планеты-заготовки"
не требует слишком большого усложнения проблемы, - примерно соответствует Земле
по размеру и по геологическому составу, а также по положению к своему солнцу,
что обеспечивает те же климатические рамки.
...одно из основных ограничений нашего эксперимента состоит в том,
что за этот период движение человечества в будущее будет происходить
без радикальных потрясений, отбрасывающих нашу цивилизацию назад
или перемещающую ее на какую-то иную траекторию развития.
Так что в целом предстоящее движение в 24-й век продолжает ту форму прогресса,
которая сформировалась за последние несколько веков.
Конечно, и это развитие будет складываться не без неизбежных бифуркаций
различного масштаба, вызываемых скачками технологий и соответствующих эволюционных
преобразований Ноосферы.
То есть бифуркаций, радикально меняющих именно технологическую составляющую цивилизации,
но не производные общих показателей развития.
Примерно так же, как несмотря на кардинальные изменения цивилизационной панорамы Земли
от века к веку, почти не менялись основные черты ее рельефа местности - форма гор,
низменностей и возвышенностей, граница моря, основная сеть крупных водоемов и т. п.
И, наконец, очень важный момент: считаем, что к 24 веку можно принять за данность,
что Ноосфера-24 стала единым целым, достигла баланса противодействующих друг другу
внутренних векторов и нашла формулу равновесия, успевшую преодолеть
центробежную конфликтность борьбы разных групп стран за место лидера,
цивилизационной доминанты, полюса силы.
2. Основные факторы
Оговорив два ключевых положения нашего проекта -
сохранение общей траектории цивилизации
и объединение человечества в общее целое - мы должны определить
те наиболее важные факторы, которые будут служить основными составляющими
нашей панорамы.
Здесь мы их только перечислим с тем, чтобы более конкретно рассмотреть в дальнейшем.
В предисловии к Проекту было уже отмечено, что долгосрочные прогнозы, как правило,
неизбежно нарываются на ошибки слишком буквальной технологической экстраполяции.
Нечто вроде космических ракет, самолетов или автомобилей будущего...
И хотя наш Проект от подобных ошибок застрахован быть не может,
однако мы попытаемся максимально их избежать, определяя только
основные факторы будущего, без которых, как нам представляется,
оно обойтись не сможет.
Перечислим их кратко
* сверхвысокие технологии
* Интернет
* Искусственный интеллект (ИИ)
* Виртуальность
3. Рабочая армия проекта
Один из основных вопросов нашего проекта, -
кто конкретно будет его осуществлять?
На первый взгляд ответ кажется более или менее очевидным:
специальная команда космических экспертов,
оперирующая соответствующей масштабу проекта армией роботов
Именно такой ответ широко проработан фантастикой.
Однако ясно, что проект такого размера потребует:
(а) группировки соответствующего масштаба,
способной полностью преобразовать саму Землю, и
(б) как минимум, космического моста (коридора, канала),
способного обеспечить переброску этой группировки на авансцену проекта.
Тут стоит вспомнить, что практически вся популярная фантастика
предполагает, что будущее человечество мало чем будет отличаться от современного,
разве что качеством отдельной личности -
ее интеллектом, профессиональной подготовкой, здоровьем, сроком жизни и т. д.
Да и роботы у будущего десанта будут примерно те же,
которые мы можем предвидеть через несколько десятков лет, - только, конечно,
еще мощнее и интеллектуальнее, соответствуя по своим пропорциям
(1) масштабу задачи и
(2) нашему сегодняшнему воображению.
4. сверхвысокие технологии
К наиболее высоким технологиям сегодня относятся как информационные,
так и био-, гено- и нанотехнологии.
Нет никаких сомнений, что они появятся и откроют принципиально новые проекции прогресса.
5. Интернет: социум и коммуникация
Так как этот раздел посвящен Интернету, то для нас здесь важны
в первую очередь ИТ, поскольку информация всегда была
основным связующим фактором цивилизации.
Любой социум, начиная с самых примитивных, напоминает грибницу,
образованную множеством узлов разной величины (люди, группы, организации, народы),
объединенных глубинными сетями всевозможных связей, - родственных,
социальных производственных и других.
На каждом уровне развития эти связи реализуются через соответствующую систему
коммуникации, которая начинается с прямого общения и эволюционирует
за счет развития языка, дополняющегося спектром условных знаков, переходящих в письмо.
Параллельно возникают средства дистанционной связи через сигналы огнем, дымом,
отраженным светом. А с изобретением телеграфа, телефона, радио и телевидения
дистанционный контакт получает все более широкие возможности, достигая
уровня глобальной и даже космической сети.
Следующий качественный шаг, - появление Интернета, который, все более усложняясь,
берет на себя роль глобальной нервной системы (сегодня вегетативной,
завтра, возможно, и высшей) человечества, становясь одним из основных факторов
текущего этапа эволюции Ноосферы. В этой роли он выполняет для каждого структурного
компонента цивилизации от макросоставляющих
(страна, наднациональные организации и т. п.) и до индивидуального человека
две ключевые взаимодополняющие функции.
С одной стороны, предоставляет все больше контактов, информации и знаний,
а также средств их активного использования.
С другой - обеспечивает для каждого члена общества пространство формирования
того самого персонального информационного кокона, на который возлагаются
все более сложные функции виртуального Alter Ego личности,
выполняющего задачи его помощника и монитора оптимального здоровья,
участвующего в его развитии и развивающегося вместе с ним.
Здесь важно уточнить, что термин кокон не предполагает какую-то изоляцию,
- тут может быть, удачнее было бы использовать слово сфера.
В любом развитом социуме каждый так или иначе обозначен и в той или иной степени защищен.
С развитием цивилизации такая личностная обстановка усложняется и персонифицируется.
Тем более это становится все более характерно в информационной среде,
где объем и многомерность личной сферы (кокона) растет экспоненциально.
Дальнейшая эволюция Интернета ведет к развитию не только его функций обмена
информацией и ее накопления, но и к расширению ее спектра содержания и формы -
с одной стороны информация и знания, с другой текст, голос и звук,
изображение, трехмерное видео, в ближайшей перспективе запах, эмоции...
6. Распределение ролей
Несмотря на высокий темп развития пространства общения,
метафора "грибницы" сохраняется, переходя от самых примитивных форм
первобытных социумов к все более сложным, многомерным и технологически богатым.
Другими словами, "коммуникативная грибница" остается
структурной основой цивилизации, выступая своего рода производной прогресса,
не меняющей своей интегрирующей сути при все более крутом росте масштаба
сети Ноосферы.
Кажется очевидным будущее объединение метафор "коммуникативной грибницы" интернета
с развитием "кокона".
Очевидно, что узлы Ноосферы отличаются не только масштабом
и функциональностью, но субъективными особенностями персональных узлов.
Так же как люди с самых древних социумов отличались индивидуально,
их узлы-коконы также будут разными за счет возраста и личного опыта,
специализации и роли в локальном контексте Ноосферы.
Подобно тому, как различаются личности в политике, культуре, истории:
от самых рядовых, заметных только в жизни близких и знакомых,
до крупных специалистов в той или иной области, классиков,
исторических деятелей, больших менеджеров, и т. п.
Поскольку подобная дифференциация сохраняется - только усложняясь -
на протяжении всей истории человечества, естественно также принимать ее
за метафору-производную, которая должна играть роль на следующих этапах прогресса
и в устройстве информационной грибницы Ноосферы.
В связи с эти будем считать, что развитые персональные коконы делятся
в коллективной деятельности цивилизации
на следующие уровни:
* Высшие, играющие в крупных проектах роль менеджера всего проекта
или его основных составляющих,
* Координаторы разного уровня, отвечающие за важные компоненты деятельности,
* Мастера, решающие конкретные сложные технические и/или творческие задачи,
* Технологи, выполняющие конкретные технические функции и задания.
Естественно, что это - очень грубая классификация,
но для нашего обсуждения она кажется достаточной.
Важно отметить, что последний ее уровень не обязательно связан
с участием конкретной личности, - это может быть скорее эксперт
типа искусственного интеллекта,
оперирующий накопленными и хорошо организованными практическими знаниями
и приемами для решения конкретных - хотя, возможно,
и очень сложных прикладных задач.
Таким образом, очень крупный проект реализуется специально отобранной
частью информационной грибницы, верхние уровни которой возглавляются
высшими ее специалистами, следующие - координаторами,
нижние - мастерами, которые руководят специально сформированными
группами технологов, представляющих собой подчиненные мастеру
специализированные бригады.
Значительная часть персональных узлов связана с конкретной личностью
в той или иной стадии развития. Зрелый человек - как и сегодня - участвует
в одной или нескольких областях деятельности, реализуя свои способности,
накапливая новые знания и опыт.
Устанавливаются и крепнут соответствующие контакты с локальным контекстом грибницы,
аккумулируются индивидуальные знания, их наиболее важные составляющие
отражаются в обобщенных специализированных базах Ноосферы.
И наоборот, уже накопленные в грибнице суммарные знания человечества,
могущее быть полезными именно данной личности, передаются его кокону прямо
или через его развивающиеся и множащиеся связи с Ноосферой.
В общем-то, такая связь Ноосферы с каждым человеком имеет место и сегодня,
а также существовала и на предыдущих этапах истории,
хотя информационные технологии прошлого не были столь глобальными,
сложными и эффективными. Однако личность становится все многомернее,
постоянно растет качество образования и опыта, сложность контактов
и личной сферы, коллаж социальных ролей.
Технологическая база цивилизации постоянно повышает
не только ее общий уровень, но и КПД всех ее участников
от рядовых до высших.
Конечно, хотелось бы рассмотреть достаточно наглядную картину эволюции культур
и связанным с ними распределение ролей.
Для этого предлагаю выбрать характеризующую каждую культуру условную единицу
сочетание свойств человека внизу ее вертикали, каким бы условным не был набор
этих свойства (а, следовательно, и самой единицы):
интеллектуальных, социальных, материальных и т. д.
Эту единицу можно условно назвать "минимум выживания".
Покажем, что такой простой прием позволяет как-то оценить
динамику цивилизации в отношении распределения ролей.
В каменном веке культура балансировала на грани выживания
всего коллектива...
В древнем Египте различие между фараоном и строителем пирамид,
выражаемое в соответствующих единицах, было гигантским:
богатая и мощная цивилизация была устойчивой при достаточно низком
уровне выживания, который если и превосходил показатель каменного века,
то в пропорции существенно меньшей, чем пропорция соотношения их вершин.
К нашему времени эта дистанция от низа социальной лестницы до ее верха
на первый взгляд сокращается за счет норм общего образования,
социальных прав, роста самого объема минимума выживания.
Однако интенсификация производительности технологий приводит к гигантскому росту
объема самого здания цивилизации, а, следовательно,
к повышению ее высоты, выражаемой опять-таки в единицах
текущего минимума выживания.
Попытка экстраполяции этой упрощенной картины ставит вопрос о том,
что нас ждет в будущем: рост распределения "квот" между верхом и низом,
или его качественное сокращение?
На том же уровне упрощения можно предложить ответ,
сводящий перспективу к двум альтернативам.
В соответствии с первой все перечисленные мощные факторы прогресса,
направленные на максимальное воплощение возможностей каждого человека,
радикально уравнивают людей, распределяя их по вертикали оптимально
по отношению к индивидуальным способностям и опыту
на соответствующем этапе жизни.
При этом выигрывает как вся цивилизация, использующая любого
наиболее эффективно, так и каждая личность,
реализующая себя "по максимуму".
Вторая альтернатива не представляется столь радужной.
При этом все те же факторы прогресса не складываются
в самоорганизующуюся распределенную систему,
а могут оказаться подчиненными какому-то центру,
определяющему приоритетность собственных интересов перед общими.
7. ИИ (Искусственный интеллект) как ключевой фактор будущего цивилизации
На данном шаге нам необходимо определиться с прогнозом развития ИИ
и его роли в той панораме, которую мы пытаемся построить.
Вопрос в данном отношении ключевой, поскольку ИИ рассматривается
как один из важнейших компонентов реконструируемой нами
цивилизации будущего.
понимание термина ИИ
я считаю достаточным определение, которое ставит в соответствие ИИ
ту или иную совокупность искусственно определенных и\или выработанных технологий,
позволяющую дублировать некоторые функции человека (прежде всего специалиста)
при решении конкретных достаточно сложных задач.
Причем дублировать даже в таких условиях, где участие человека
по разным причинам может быть нежелательным или даже невозможным.
Будем считать, что к рассматриваемому периоду 24-го века будет достигнута
возможность создавать искусственную личность (обозначим ИЛ),
способную копировать и функционально заменять живого человека
(естественную личность, ЕЛ) с высокой степенью надежности и эффективности.
Этого допущения достаточно, чтобы доопределить структуру
и возможности информационной грибницы Ноосферы-24.
Из него, в частности, следует, что ЕЛ выступает ядром и двигателем
своего личного кокона, который максимально использует знания,
накопленные к этому времени как самой ЕЛ, так и всей Ноосферой,
базируясь на постоянно совершенствующихся технологиях ИИ.
В этом смысле кокон на какой-то стадии может дублироваться с сохранением ЕЛ
в одном из экземпляров и заменой ее копией ИЛ в другом.
И тот и другой экземпляр могут преображаться,
используя знания и опыт связанной с ним остальной сети.
Будучи человеком, ЕЛ может менять направление и траекторию
своей эволюции и биографии, а ИЛ - избавляться от лишних для его
специализации элементов предшествующих этапов и становиться все более совершенным
технологом-экспертом в какой-то конкретной из предыдущих областей деятельности ЕЛ.
Это не лишает ИЛ возможности принимать на основе ИИ творческие решения,
накапливать соответствующие знания и становиться уникальным специалистом
в конкретном секторе деятельности
8. Виртуальность
Элементы виртуальной (искусственной) реальности появились
еще на самых ранних этапах цивилизации: это не только первые рисунки и фигуры,
но и речь, образно передающая информацию о чем-то реальном.
Сегодня виртуальность связывается с современными ИТ,
и под ней имеется в виду нечто, очень похожее или даже неотличимое от реальности,
но создаваемое искусственно с помощью специальных компьютерных методов.
Все это свидетельствует о том, что мир нашего потомка
будет представлять собой коктейль из реальных и виртуальных составляющих...
Кто же будет определять сценарий и сцену происходящего?
Конечно, это может быть и он сам он сам или частично вместе со своим коконом
или в контексте чего-то более общего.
.........
Участие в любом проекте (кроме, может быть, чисто индивидуального)
требует сочетания персонального и группового коконов,
определяющих наилучшее для группы и каждого ее члена сочетание
реального и виртуального.
Точно также любой дружеский коллектив представляет собой своего рода
проект со своим распределением ролей и включением виртуальных составляющих
самого разного характера.
При этом подавляющее число используемых виртуальных компонентов
не требуется создавать каждый раз "с нуля".
Просто потому, что накапливаемые Ноосферой архивы и фонды таких компонентов,
а также специалистов (в основном ИЛ) по тем или иным их видам,
будут обеспечивать почти все (кроме самых специальных)
текущие потребности виртуальной составляющей будущей цивилизации.
Такие сочетания людей и неотличимых от людей роботов,
многократно обыгрывались в фантастике.
9. Межличностные связи
Последний аспект, без которого картина цивилизации была бы не полна,
это сам человек: насколько он изменится в 24-м веке и в чем останется самим собой...
Ясно, что сама Ноосфера-24 неотделима от человека,
который выступает в ней в определенном смысле как ее душа.
Стоит отметить, что связь человеческой личности с грибницей
эволюционирует с момента его рождения и даже раньше,
поскольку довольно много мы сегодня много узнаем о ребенке
еще до его появления на свет.
Это как бы картина извне, в которой отражается роль ЕЛ
как элемента информационной грибницы Ноосферы-24.
Однако для нас интересна и сама естественная личность как бы в "обратной проекции",
т. е. изнутри ее внутренней эволюции.
...........
Конечно, эта общая картина не позволяет представить нашего потомка "живьем".
Но думаю, что эта личность, обладающая массой достоинств и способностей,
о которых мы сегодня не имеем еще представления, остается человеком.
Со своими проблемами, предпочтениями и интересами, увлечениями и личными связями.
Может быть в первом приближении на его месте можно представить
Максима из "Обитаемого острова" Стругацких (книги, а не фильма).
10. На пути к точке Омега
Это - заключительный раздел текста Ноосфера-24...
Использование понятия Ноосфера (буквально Сфера Разума) в данной работе,
несколько отличается по своему смыслу от того значения,
которое было введено в двадцатых-тридцатых годах его авторами - В. И. Вернадским
и французскими учеными Э. Ле Руа и Тейяром де Шарденом.
В трактовке В. И. Вернадского Ноосфера - это новый этап развития Земли
и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой,
наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду -
планету, биосферу и атмосферу...
В моей же интерпретации Ноосфера - это коллективная личность человечества,
формируемая цивилизацией Homo Sapience в процессе ее развития
и обобщающая совокупность интеллектов каждой личности,
включая ее сознательное и бессознательное.
Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени,
в основании которого - множественность и хаос, а на вершине - высший полюс эволюции,
точка последнего объединения в дифференцированное единство, "точка Омега"...
Атрибуты точки Омега - автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
попытка заглянуть в будущее всегда была свойственна человеку...
Я в отличие от Тейяра де Шардена не пытаюсь заглядывать так далеко,
чтобы браться за задачу определения цели развития человечества......
По сравнению с ней наша задача в этом тексте несравненно скромней,
хотя и остается достаточно дерзкой.
предполагаемая траектория прогресса направлена к цели, которую можно было бы принять
за "центр, сияющий в центре системы центров", даже не пытаясь уточнять,
что это может означать для нас сегодня.
Найдено в интернете
Дата: 18.02.2010
Автор: А. С. Нариньяни
В работе я сделал попытку заглянуть в будущее...
любопытство провоцирует меня на мысленный эксперимент,
который позволил бы выстроить своего рода панораму нашей цивилизации
лет через двести-триста.
При этом основной допуск в том, что никаких радикальных потрясений,
отбрасывающих человечество на века назад и\или на качественно иную,
поворачивающую в сторону, траекторию развития наша культура за этот период
не испытывает. Так что процесс движения в будущее происходит в целом поступательно
и монотонно, хотя и не без естественных бифуркаций,
определяемых самим характером прогресса,
как это имело место за последние несколько веков.
В качестве объекта панорамы-иллюстрации я выбираю решение задачи
создания планеты типа Земля, пригодной для заселения человеком.
Думаю, что через выбранные двести-триста лет создание такой планеты
"на пустом месте" еще не будет нашей цивилизации посильно,
но вот использование в качестве исходной "заготовки" планеты, похожей на Луну,
представить можно. При естественном условии, что совокупность
основных макропараметров не требует слишком радикальной модификации
выбранной планеты: ее геологический состав и положение по отношению
к своему солнцу достаточно подходят для решаемой задачи,
не чрезмерно ее усложняя.
Таким образом, проект сводится к созданию практически с нуля биосферы
будущей экопланеты, включая ее атмосферу и гидросферу,
а также почвы верхнего слоя литосферы, необходимой для развития
флоры и фауны. Сюда же относится формирование рельефа, обеспечивающего
кругооборот гидросферы и тех составляющих грунта,
которые необходимы для активного функционирования биосферы.
По сути проект должен так или иначе технически повторить один из вариантов
естественного процесса формирования жизни, не слишком отличающийся от земного.
Правда при темпе в несколько миллионов раз ускоренном по отношению к природному,
поскольку он будет осуществляться на базе технологий будущего
и планироваться по оптимальной траектории, исключающей зигзаги
естественного отбора и глобальных катастроф.
Отсюда основные вопросы нашего мегапроекта:
* Кто будет осуществлять этот проект?
* Как он будет реализовываться с учетом масштаба
и разнообразия его основных составляющих?
наш текст будет состоять по крайней мере из двух частей:
1. Ноосфера-24, посвященной общему описанию цивилизации 24-го века, и
2. Экопланета - описание реализации самого проекта трансформации "Луны" в планету,
пригодную для обитания человека.
Ноосфера-24
1. Общие соображения
Итак, мы приступаем к довольно рискованному эксперименту,
содержанием которого является разработка, условно говоря,
воображаемого проекта двадцать четвертого века.
Представляющего собой решение задачи планетарного масштаба -
преобразование космического тела типа Луна в планету, аналогичную Земле.
При этом основная часть природных качеств "планеты-заготовки"
не требует слишком большого усложнения проблемы, - примерно соответствует Земле
по размеру и по геологическому составу, а также по положению к своему солнцу,
что обеспечивает те же климатические рамки.
...одно из основных ограничений нашего эксперимента состоит в том,
что за этот период движение человечества в будущее будет происходить
без радикальных потрясений, отбрасывающих нашу цивилизацию назад
или перемещающую ее на какую-то иную траекторию развития.
Так что в целом предстоящее движение в 24-й век продолжает ту форму прогресса,
которая сформировалась за последние несколько веков.
Конечно, и это развитие будет складываться не без неизбежных бифуркаций
различного масштаба, вызываемых скачками технологий и соответствующих эволюционных
преобразований Ноосферы.
То есть бифуркаций, радикально меняющих именно технологическую составляющую цивилизации,
но не производные общих показателей развития.
Примерно так же, как несмотря на кардинальные изменения цивилизационной панорамы Земли
от века к веку, почти не менялись основные черты ее рельефа местности - форма гор,
низменностей и возвышенностей, граница моря, основная сеть крупных водоемов и т. п.
И, наконец, очень важный момент: считаем, что к 24 веку можно принять за данность,
что Ноосфера-24 стала единым целым, достигла баланса противодействующих друг другу
внутренних векторов и нашла формулу равновесия, успевшую преодолеть
центробежную конфликтность борьбы разных групп стран за место лидера,
цивилизационной доминанты, полюса силы.
2. Основные факторы
Оговорив два ключевых положения нашего проекта -
сохранение общей траектории цивилизации
и объединение человечества в общее целое - мы должны определить
те наиболее важные факторы, которые будут служить основными составляющими
нашей панорамы.
Здесь мы их только перечислим с тем, чтобы более конкретно рассмотреть в дальнейшем.
В предисловии к Проекту было уже отмечено, что долгосрочные прогнозы, как правило,
неизбежно нарываются на ошибки слишком буквальной технологической экстраполяции.
Нечто вроде космических ракет, самолетов или автомобилей будущего...
И хотя наш Проект от подобных ошибок застрахован быть не может,
однако мы попытаемся максимально их избежать, определяя только
основные факторы будущего, без которых, как нам представляется,
оно обойтись не сможет.
Перечислим их кратко
* сверхвысокие технологии
* Интернет
* Искусственный интеллект (ИИ)
* Виртуальность
3. Рабочая армия проекта
Один из основных вопросов нашего проекта, -
кто конкретно будет его осуществлять?
На первый взгляд ответ кажется более или менее очевидным:
специальная команда космических экспертов,
оперирующая соответствующей масштабу проекта армией роботов
Именно такой ответ широко проработан фантастикой.
Однако ясно, что проект такого размера потребует:
(а) группировки соответствующего масштаба,
способной полностью преобразовать саму Землю, и
(б) как минимум, космического моста (коридора, канала),
способного обеспечить переброску этой группировки на авансцену проекта.
Тут стоит вспомнить, что практически вся популярная фантастика
предполагает, что будущее человечество мало чем будет отличаться от современного,
разве что качеством отдельной личности -
ее интеллектом, профессиональной подготовкой, здоровьем, сроком жизни и т. д.
Да и роботы у будущего десанта будут примерно те же,
которые мы можем предвидеть через несколько десятков лет, - только, конечно,
еще мощнее и интеллектуальнее, соответствуя по своим пропорциям
(1) масштабу задачи и
(2) нашему сегодняшнему воображению.
4. сверхвысокие технологии
К наиболее высоким технологиям сегодня относятся как информационные,
так и био-, гено- и нанотехнологии.
Нет никаких сомнений, что они появятся и откроют принципиально новые проекции прогресса.
5. Интернет: социум и коммуникация
Так как этот раздел посвящен Интернету, то для нас здесь важны
в первую очередь ИТ, поскольку информация всегда была
основным связующим фактором цивилизации.
Любой социум, начиная с самых примитивных, напоминает грибницу,
образованную множеством узлов разной величины (люди, группы, организации, народы),
объединенных глубинными сетями всевозможных связей, - родственных,
социальных производственных и других.
На каждом уровне развития эти связи реализуются через соответствующую систему
коммуникации, которая начинается с прямого общения и эволюционирует
за счет развития языка, дополняющегося спектром условных знаков, переходящих в письмо.
Параллельно возникают средства дистанционной связи через сигналы огнем, дымом,
отраженным светом. А с изобретением телеграфа, телефона, радио и телевидения
дистанционный контакт получает все более широкие возможности, достигая
уровня глобальной и даже космической сети.
Следующий качественный шаг, - появление Интернета, который, все более усложняясь,
берет на себя роль глобальной нервной системы (сегодня вегетативной,
завтра, возможно, и высшей) человечества, становясь одним из основных факторов
текущего этапа эволюции Ноосферы. В этой роли он выполняет для каждого структурного
компонента цивилизации от макросоставляющих
(страна, наднациональные организации и т. п.) и до индивидуального человека
две ключевые взаимодополняющие функции.
С одной стороны, предоставляет все больше контактов, информации и знаний,
а также средств их активного использования.
С другой - обеспечивает для каждого члена общества пространство формирования
того самого персонального информационного кокона, на который возлагаются
все более сложные функции виртуального Alter Ego личности,
выполняющего задачи его помощника и монитора оптимального здоровья,
участвующего в его развитии и развивающегося вместе с ним.
Здесь важно уточнить, что термин кокон не предполагает какую-то изоляцию,
- тут может быть, удачнее было бы использовать слово сфера.
В любом развитом социуме каждый так или иначе обозначен и в той или иной степени защищен.
С развитием цивилизации такая личностная обстановка усложняется и персонифицируется.
Тем более это становится все более характерно в информационной среде,
где объем и многомерность личной сферы (кокона) растет экспоненциально.
Дальнейшая эволюция Интернета ведет к развитию не только его функций обмена
информацией и ее накопления, но и к расширению ее спектра содержания и формы -
с одной стороны информация и знания, с другой текст, голос и звук,
изображение, трехмерное видео, в ближайшей перспективе запах, эмоции...
6. Распределение ролей
Несмотря на высокий темп развития пространства общения,
метафора "грибницы" сохраняется, переходя от самых примитивных форм
первобытных социумов к все более сложным, многомерным и технологически богатым.
Другими словами, "коммуникативная грибница" остается
структурной основой цивилизации, выступая своего рода производной прогресса,
не меняющей своей интегрирующей сути при все более крутом росте масштаба
сети Ноосферы.
Кажется очевидным будущее объединение метафор "коммуникативной грибницы" интернета
с развитием "кокона".
Очевидно, что узлы Ноосферы отличаются не только масштабом
и функциональностью, но субъективными особенностями персональных узлов.
Так же как люди с самых древних социумов отличались индивидуально,
их узлы-коконы также будут разными за счет возраста и личного опыта,
специализации и роли в локальном контексте Ноосферы.
Подобно тому, как различаются личности в политике, культуре, истории:
от самых рядовых, заметных только в жизни близких и знакомых,
до крупных специалистов в той или иной области, классиков,
исторических деятелей, больших менеджеров, и т. п.
Поскольку подобная дифференциация сохраняется - только усложняясь -
на протяжении всей истории человечества, естественно также принимать ее
за метафору-производную, которая должна играть роль на следующих этапах прогресса
и в устройстве информационной грибницы Ноосферы.
В связи с эти будем считать, что развитые персональные коконы делятся
в коллективной деятельности цивилизации
на следующие уровни:
* Высшие, играющие в крупных проектах роль менеджера всего проекта
или его основных составляющих,
* Координаторы разного уровня, отвечающие за важные компоненты деятельности,
* Мастера, решающие конкретные сложные технические и/или творческие задачи,
* Технологи, выполняющие конкретные технические функции и задания.
Естественно, что это - очень грубая классификация,
но для нашего обсуждения она кажется достаточной.
Важно отметить, что последний ее уровень не обязательно связан
с участием конкретной личности, - это может быть скорее эксперт
типа искусственного интеллекта,
оперирующий накопленными и хорошо организованными практическими знаниями
и приемами для решения конкретных - хотя, возможно,
и очень сложных прикладных задач.
Таким образом, очень крупный проект реализуется специально отобранной
частью информационной грибницы, верхние уровни которой возглавляются
высшими ее специалистами, следующие - координаторами,
нижние - мастерами, которые руководят специально сформированными
группами технологов, представляющих собой подчиненные мастеру
специализированные бригады.
Значительная часть персональных узлов связана с конкретной личностью
в той или иной стадии развития. Зрелый человек - как и сегодня - участвует
в одной или нескольких областях деятельности, реализуя свои способности,
накапливая новые знания и опыт.
Устанавливаются и крепнут соответствующие контакты с локальным контекстом грибницы,
аккумулируются индивидуальные знания, их наиболее важные составляющие
отражаются в обобщенных специализированных базах Ноосферы.
И наоборот, уже накопленные в грибнице суммарные знания человечества,
могущее быть полезными именно данной личности, передаются его кокону прямо
или через его развивающиеся и множащиеся связи с Ноосферой.
В общем-то, такая связь Ноосферы с каждым человеком имеет место и сегодня,
а также существовала и на предыдущих этапах истории,
хотя информационные технологии прошлого не были столь глобальными,
сложными и эффективными. Однако личность становится все многомернее,
постоянно растет качество образования и опыта, сложность контактов
и личной сферы, коллаж социальных ролей.
Технологическая база цивилизации постоянно повышает
не только ее общий уровень, но и КПД всех ее участников
от рядовых до высших.
Конечно, хотелось бы рассмотреть достаточно наглядную картину эволюции культур
и связанным с ними распределение ролей.
Для этого предлагаю выбрать характеризующую каждую культуру условную единицу
сочетание свойств человека внизу ее вертикали, каким бы условным не был набор
этих свойства (а, следовательно, и самой единицы):
интеллектуальных, социальных, материальных и т. д.
Эту единицу можно условно назвать "минимум выживания".
Покажем, что такой простой прием позволяет как-то оценить
динамику цивилизации в отношении распределения ролей.
В каменном веке культура балансировала на грани выживания
всего коллектива...
В древнем Египте различие между фараоном и строителем пирамид,
выражаемое в соответствующих единицах, было гигантским:
богатая и мощная цивилизация была устойчивой при достаточно низком
уровне выживания, который если и превосходил показатель каменного века,
то в пропорции существенно меньшей, чем пропорция соотношения их вершин.
К нашему времени эта дистанция от низа социальной лестницы до ее верха
на первый взгляд сокращается за счет норм общего образования,
социальных прав, роста самого объема минимума выживания.
Однако интенсификация производительности технологий приводит к гигантскому росту
объема самого здания цивилизации, а, следовательно,
к повышению ее высоты, выражаемой опять-таки в единицах
текущего минимума выживания.
Попытка экстраполяции этой упрощенной картины ставит вопрос о том,
что нас ждет в будущем: рост распределения "квот" между верхом и низом,
или его качественное сокращение?
На том же уровне упрощения можно предложить ответ,
сводящий перспективу к двум альтернативам.
В соответствии с первой все перечисленные мощные факторы прогресса,
направленные на максимальное воплощение возможностей каждого человека,
радикально уравнивают людей, распределяя их по вертикали оптимально
по отношению к индивидуальным способностям и опыту
на соответствующем этапе жизни.
При этом выигрывает как вся цивилизация, использующая любого
наиболее эффективно, так и каждая личность,
реализующая себя "по максимуму".
Вторая альтернатива не представляется столь радужной.
При этом все те же факторы прогресса не складываются
в самоорганизующуюся распределенную систему,
а могут оказаться подчиненными какому-то центру,
определяющему приоритетность собственных интересов перед общими.
7. ИИ (Искусственный интеллект) как ключевой фактор будущего цивилизации
На данном шаге нам необходимо определиться с прогнозом развития ИИ
и его роли в той панораме, которую мы пытаемся построить.
Вопрос в данном отношении ключевой, поскольку ИИ рассматривается
как один из важнейших компонентов реконструируемой нами
цивилизации будущего.
понимание термина ИИ
я считаю достаточным определение, которое ставит в соответствие ИИ
ту или иную совокупность искусственно определенных и\или выработанных технологий,
позволяющую дублировать некоторые функции человека (прежде всего специалиста)
при решении конкретных достаточно сложных задач.
Причем дублировать даже в таких условиях, где участие человека
по разным причинам может быть нежелательным или даже невозможным.
Будем считать, что к рассматриваемому периоду 24-го века будет достигнута
возможность создавать искусственную личность (обозначим ИЛ),
способную копировать и функционально заменять живого человека
(естественную личность, ЕЛ) с высокой степенью надежности и эффективности.
Этого допущения достаточно, чтобы доопределить структуру
и возможности информационной грибницы Ноосферы-24.
Из него, в частности, следует, что ЕЛ выступает ядром и двигателем
своего личного кокона, который максимально использует знания,
накопленные к этому времени как самой ЕЛ, так и всей Ноосферой,
базируясь на постоянно совершенствующихся технологиях ИИ.
В этом смысле кокон на какой-то стадии может дублироваться с сохранением ЕЛ
в одном из экземпляров и заменой ее копией ИЛ в другом.
И тот и другой экземпляр могут преображаться,
используя знания и опыт связанной с ним остальной сети.
Будучи человеком, ЕЛ может менять направление и траекторию
своей эволюции и биографии, а ИЛ - избавляться от лишних для его
специализации элементов предшествующих этапов и становиться все более совершенным
технологом-экспертом в какой-то конкретной из предыдущих областей деятельности ЕЛ.
Это не лишает ИЛ возможности принимать на основе ИИ творческие решения,
накапливать соответствующие знания и становиться уникальным специалистом
в конкретном секторе деятельности
8. Виртуальность
Элементы виртуальной (искусственной) реальности появились
еще на самых ранних этапах цивилизации: это не только первые рисунки и фигуры,
но и речь, образно передающая информацию о чем-то реальном.
Сегодня виртуальность связывается с современными ИТ,
и под ней имеется в виду нечто, очень похожее или даже неотличимое от реальности,
но создаваемое искусственно с помощью специальных компьютерных методов.
Все это свидетельствует о том, что мир нашего потомка
будет представлять собой коктейль из реальных и виртуальных составляющих...
Кто же будет определять сценарий и сцену происходящего?
Конечно, это может быть и он сам он сам или частично вместе со своим коконом
или в контексте чего-то более общего.
.........
Участие в любом проекте (кроме, может быть, чисто индивидуального)
требует сочетания персонального и группового коконов,
определяющих наилучшее для группы и каждого ее члена сочетание
реального и виртуального.
Точно также любой дружеский коллектив представляет собой своего рода
проект со своим распределением ролей и включением виртуальных составляющих
самого разного характера.
При этом подавляющее число используемых виртуальных компонентов
не требуется создавать каждый раз "с нуля".
Просто потому, что накапливаемые Ноосферой архивы и фонды таких компонентов,
а также специалистов (в основном ИЛ) по тем или иным их видам,
будут обеспечивать почти все (кроме самых специальных)
текущие потребности виртуальной составляющей будущей цивилизации.
Такие сочетания людей и неотличимых от людей роботов,
многократно обыгрывались в фантастике.
9. Межличностные связи
Последний аспект, без которого картина цивилизации была бы не полна,
это сам человек: насколько он изменится в 24-м веке и в чем останется самим собой...
Ясно, что сама Ноосфера-24 неотделима от человека,
который выступает в ней в определенном смысле как ее душа.
Стоит отметить, что связь человеческой личности с грибницей
эволюционирует с момента его рождения и даже раньше,
поскольку довольно много мы сегодня много узнаем о ребенке
еще до его появления на свет.
Это как бы картина извне, в которой отражается роль ЕЛ
как элемента информационной грибницы Ноосферы-24.
Однако для нас интересна и сама естественная личность как бы в "обратной проекции",
т. е. изнутри ее внутренней эволюции.
...........
Конечно, эта общая картина не позволяет представить нашего потомка "живьем".
Но думаю, что эта личность, обладающая массой достоинств и способностей,
о которых мы сегодня не имеем еще представления, остается человеком.
Со своими проблемами, предпочтениями и интересами, увлечениями и личными связями.
Может быть в первом приближении на его месте можно представить
Максима из "Обитаемого острова" Стругацких (книги, а не фильма).
10. На пути к точке Омега
Это - заключительный раздел текста Ноосфера-24...
Использование понятия Ноосфера (буквально Сфера Разума) в данной работе,
несколько отличается по своему смыслу от того значения,
которое было введено в двадцатых-тридцатых годах его авторами - В. И. Вернадским
и французскими учеными Э. Ле Руа и Тейяром де Шарденом.
В трактовке В. И. Вернадского Ноосфера - это новый этап развития Земли
и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой,
наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду -
планету, биосферу и атмосферу...
В моей же интерпретации Ноосфера - это коллективная личность человечества,
формируемая цивилизацией Homo Sapience в процессе ее развития
и обобщающая совокупность интеллектов каждой личности,
включая ее сознательное и бессознательное.
Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени,
в основании которого - множественность и хаос, а на вершине - высший полюс эволюции,
точка последнего объединения в дифференцированное единство, "точка Омега"...
Атрибуты точки Омега - автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.
попытка заглянуть в будущее всегда была свойственна человеку...
Я в отличие от Тейяра де Шардена не пытаюсь заглядывать так далеко,
чтобы браться за задачу определения цели развития человечества......
По сравнению с ней наша задача в этом тексте несравненно скромней,
хотя и остается достаточно дерзкой.
предполагаемая траектория прогресса направлена к цели, которую можно было бы принять
за "центр, сияющий в центре системы центров", даже не пытаясь уточнять,
что это может означать для нас сегодня.
Найдено в интернете
Дата: 18.02.2010
Автор: А. С. Нариньяни
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Наш рупор
за "центр, сияющий в центре системы центров", даже не пытаясь уточнять,
что это может означать для нас сегодня....